velorout.com.ua » Журнал "Велороут" » Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой



Rbnfq
Rbnfq
Карпаты
Области Украины
Грузия
Крым
Киев
 
 
 

Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой

Автор: Admin от 11-12-2012, 12:09, посмотрело: 4187

5
Особенности эксплуатации велосипеда зимой


Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой


Статья для тех, кто и зимой продолжает катать


Тема взята отсюда:, но думаю будет интересна:


Я езжу на велосипеде круглый год. Летом больше, зимой меньше. В межсезонье, пока идут дожди — редко. Зимой чаще езжу в плохую погоду — на работу, чтобы не зависеть от транспортного коллапса, который случается во время обильных снегопадов.

Производители велосипедов обычно ничего не говорят по поводу температурных ограничений использования, видимо, полагая, что отчаянных нет. Однако, я где-то видел упоминание об ограничении нижней температуры использования велосипеда «+5 градусов». Маловероятно, чтобы что-нибудь случилось при низкой температуре с простым ригидом, но риск «гарантийных» поломок увеличивается из-за увеличения хрупкости металлов и пластиков при отрицательных температурах.

Мой температурный рекорд на хардтейле — езда при минус 22-23 градусах (езда по городу, около 2 часов), и на двухподвесе — до минус 13 градусов. Я это пишу здесь, потому что гарантия на рамы моих велосипедов уже закончилась (шутка).


Главные отличия от лета

- Совершенно необходима (!) продуманная одежда.
- Ехать намного тяжелее.
- Намного меньше комфорта.
- Скользко.
- Хуже работает трансмиссия.
- Возможны проблемы с не дисковыми тормозами.
- Рано темнеет.
- Сильно изнашивается ходовая часть велосипеда — цепь, кассета, система.

Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой


- Большинство этих проблем можно успешно игнорировать, остальные — довольно легко решить. Чтобы благополучно ездить на велосипеде в крепкий мороз, нужно правильно одеться и правильно ездить. Я буду говорить о температурах от -10 до -20 градусов и одежде, в которой я обычно езжу.


Физиология

- При езде на холоде, все части тела, в которых медленный или затруднённый кровоток могут мёрзнуть, если они недостаточно утеплены: пальцы ног, рук, уши, нос, щёки — это то, что мёрзнет в первую очередь и о чём нужно заботиться.

- Глаза при низких температурах могут сильно пострадать. Берегите глаза. Беречь — значит закрыть лыжной маской с двойным стеклом.

-Количество тепла в организме сильно зависит от еды. Не ездите на голодный желудок, берите с собой сладкое. Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой

- Энергия расходуется не только на движение, но и на обогрев. Наверняка, каждый замечал, что после еды становится теплее.

-Бывает, нужно быстро согреться. Самым лучший способ — сладкий горячий чай или кисель в больших количествах, чуть менее эффективно — горячая еда. Если ничего нет — нужна физическая активность. Приседайте, ходите на носках, махайте руками, сжимайте и разжимайте пальцы — делайте упражнения.

-При температуре около 10 градусов, желательно дышать через балаклаву или шарф. При -20 — только через них.

- Дышать только носом, чтобы ледяной воздух не попадал напрямую в бронхи и лёгкие.

- Алкоголь — не согревает, он расширяет сосуды и тепло от внутренних органов перераспределяется к замёрзшим частям тела (они замёрзли, чтобы сохранить тепло внутренних органов, которые для выживания важнее).


Экипировка велосипедиста

- Термофутболка с длинным рукавом и термоштаны.
- Носки — тонкий термоносок на голую ногу, шерстяной вязанный сверху.
- Трусы — не смешно, они тоже должны быть «термо». Купите — не пожалеете.
- Внешние штаны: тут вариантов много. лучше всего — комбинезон из какого-нибудь «софтшела». Могут быть горные штормовые штаны с молниями по бокам и матерчатой подкладкой. Водонепроницаемость — не важна, дышимость — обязательно. Мембраны сравнительно плохо дышат (раз в 100 хуже синтетической ткани плотного плетения). Могут быть просто штаны из плотной синтетической ткани, вроде палаточной, с Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимойкакой-нибудь подкладкой. Главное, чтобы не продувались и не облегали плотно ноги, иначе будет очень холодно. Важно, чтобы у штанов был высокий пояс.
Флиска из Polartec 200 или подобной ткани.

- Не продуваемая куртка с капюшоном и удобным кроем у горла. Куртка должна хорошо защищать горло от охлаждения. При температурах ниже -12..-13 нужна куртка с утеплителем. Переход температуры от -12 к более низким резко ощущается.

- Толстые перчатки с утеплителем! Подходят лыжные.

-Шапка-балаклава!

- Лыжная маска (очки) с двойным стеклом и гидрофобным покрытием.

- До -15 я катаюсь в зимних контактных ботинках с контактными педалями, при более низких температурах — в треккинговых ботинках и платформенных педалях. Если одевать поверх зимних контактных ботинок неопреновые бахилы, возможно будет комфортно до -20. Но промерзают через шип.

- Шлем!

- Хорошо, если ваше лицо полностью скрыто балаклавой и лыжными очками (и лыжные очки при дыхании не запотевают).

- Если кончик носа выглядывает из-под балаклавы, наклейте на лыжную маску кусок лейкопластыря так, чтобы он закрывал кончик носа от ветра. Вы получите обморожение, если будете ездить с незащищённой кожей при температурах ниже -10 градусов.

- Используйте гигиеническую губную помаду.

- Идеальная одежда — это когда тебе прохладно, когда стоишь и не жарко, когда едешь. Но это не относится к пальцам ног и рук — им должно быть тепло всегда. Хорошо, если у вас в рюкзаке рядом с термосом будет лежать лёгкая куртка с тонким слоем утеплителя (весом до 600 г, вроде пуховых свитеров альпинистов). Одевайте её на остановках, чтобы сохранять тепло.


Техника езды зимой

- Езда зимой — лучшая тренировка техники управления велосипедом. Заносы заднего и переднего колес — обычное дело, когда есть снег.

- Самое опасное покрытие — мокрый бугристый лёд или бугристый лёд, покрытый снежной кашей. Это почти гарантированное мгновенное падение. Даже шипы на покрышках могут не спасти.

- Самое приятное покрытие — утоптанный, но не раскатанный снег, либо тонкий слой (до 5 см) свежего снега без льда под ним.

- Ехать нужно размеренно, стараясь не вспотеть. Не нужно устраивать гонки, если это не цель поездки.

- Нежелательно потеть, при намокании вы начнёте мёрзнуть.

- Возьмите в рюкзак термос со сладким чаем. Не пейте холодную воду — простудитесь.

Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой


- Трансмиссия начинает работать задумчиво. С этим ничего нельзя сделать, поэтому просто примите и расслабьтесь. У меня на велосипедах стоят переключатели и манетки верхних групп Sram, которые, по легенде, должны работать лучше всего. Но и они, на верхних передачах сзади переключают не мгновенно в снежной каше при -15. Если на дороге вода и температура падает — включите самую удобную передачу, скорее всего переключатели замёрзнут в глыбу льда и перестанут работать вообще.

- Если ездите в контактной обуви, старайтесь долго не стоять на земле, и не становиться в снег. Это ускорит замерзание пальцев на ногах в несколько раз.

- Ставьте чуть более лёгкую передачу. С высоким каденсом легче переезжать снежные заносы. Езда с большим каденсом поднимает пульс и согревает тело.

- Будьте готовы подняться в седле в «атакующую позицию» при малейших признаках заноса.

- При заносе заднего колеса, поворачивайте руль в сторону заноса для выхода из него. Занос переднего обычно происходит на поворотах, при торможении и переезде снежной каши на льду. Если занос возник при торможении — уменьшите его силу либо прекратите, если в повороте — проедьте немного (метр-два) прямо. Если вы наехали на скользкую неровную поверхность, обычно, что-либо предпринимать уже поздно :)

- Иногда, когда контроль над велосипедом потерян, лучше завалиться на бок, чем ехать прямо (например, когда едете с горы по грунтовой дороге).

-При проезде льда — не нажимайте на тормоза и не прилагайте усилий к педалям. Старайтесь не поворачивать на нём. Просто катитесь прямо.

- Не закладывайте крутые виражи на снегу или льду.

- Тормозите заранее, не рассчитывайте затормозить в последний момент.

-Дышите через нос. В при выдыхании, воздух нагревает носовую полость, а при вдохе — нагревается перед попаданием в лёгкие.

- Расслабьте плечи, не сжимайте руль сильно — пальцы будут меньше мёрзнуть.

- При езде зимой в одетом капюшоне куртки, звуки сзади доносятся слабо. Будьте бдительны, оглядывайтесь при манёврах на дороге.
- Не тормозите юзом. Если у вас гидравлические тормоза — пользуйтесь для торможения одним пальцем.


Подготовка велосипеда и особенности железа

- Ремонт в дороге зимой очень неприятен. Велосипед не должен сломаться при зимней езде. Убедитесь, что в вашем велосипеде нет критически изношенных деталей, если они есть — замените их.

- Возьмите в однодневный выезд 2 запасных камеры, потому что заклейка камеры при -10 будет проблематичной, а при -20 превратится в кромешный кошмар.

- Зимой, дисковые тормоза покажут себя с лучшей стороны (но я слышал от веломеханика, что гидравлика Shimano XT на морозе начинает течь). Мои Avid Juicy и шимановская механика работали безупречно.

- Элластомерные вилки замерзают и становятся жёсткими на морозе спустя 10 минут. При сильных ударах могут срабатывать, но я бы не рассчитывал на это. Дома, при нагреве, работоспособность возвращается.

Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой


- Можно купить специальные шипованные зимние покрышки вроде Schwalbe ICE SPIKER. На мой взгляд, они оправданы, если часто ездить зимой, а дороги покрыты льдом не меньше месяца. Я езжу на 2.25″ Nobby Nic 2007 года и считаю, что они с задачей вполне справляются (а весят 570 грамм/штука). До того был 2.25″ Блек Джек — тоже было хорошо (кроме веса), а на полусликах 1.9 — 2.1″ — совсем плохо.

- В целом, я бы с осторожностью использовал воздушные амортизаторы зимой и был готов к их отказу. Мои вилки Рок Шокс с двумя воздушными камерами работают без заметных отличий до -13 градусов. Немного замедляется сжатие и отскок. Отскок можно настроить до необходимой скорости, скорость сжатия меня устраивает. Проблем с амортизатором Fox RP23 тоже не было. Тьфу-тьфу-тьфу. Я использую неопреновую защиту на всех амортизаторах (как бы «не круто» это не смотрелось).

- Карбон. Он похож на железобетон: арматура из карбоновых волокон, и полимер, которым всё залито. Полимеры при низкой температуре становятся более хрупкими. Я бы воздержался от использования карбоновых деталей при экстремально низких температурах (но использую подседельный штырь на подвесе, потому что не смог найти подходящий алюминиевый).

- Учитывайте изменение давления (объёма) воздуха в амортизаторах и камерах при уменьшении температуры. Для корректной работы амортизаторов и адекватного давления в камерах, либо накачивайте их до нужно давления на улице через 10 минут после выезда, либо рассчитывайте нужное давление по разнице температур дома и на улице (средняя школа, физика, законы для идеальных газов). После подсчёта, получается, что уменьшение давления при изменении температуры с +25 градусов до -10, составит около 10%, а при уменьшении температуры до -20 — 15%. Соответственно, качайте так, чтобы при уменьшении давления на эти 10 или 15% вы получали нужное в камерах и амортизаторах. Если хотите посчитать давление точно, обратите внимание на то, что 15% от 3 атмосфер — не то же самое, что уменьшение на 15% до 3 атмосфер (в данном случае — разница 0,22 атмосферы, для покрышек не критично, а вот в случае амортизаторов будет значительное отклонение, потому что их рабочий диапазон давлений меньше).

- Если на дорогах снег, небольшое снижение давления в камерах в пределах допустимого для покрышек и разумного для езды (на полуспущенных камерах тяжело крутить педали) улучшит сцепление с дорогой, иногда это критично.
На дорогах коммунальные службы разбрасывают соль, чтобы лёд таял. Соль вызывает сильную коррозию металлов. По возвращении домой, соль, которая попала на велосипед с дороги нужно смыть водой. Удобнее всего, сразу после прихода домой, поставить велосипед в ванную — до того как разуться самому. В тепле с велосипеда начнёт капать растаявший снег, пропитанный маслом и бензином с дороги. Дайте велосипеду нагреться до комнатной температуры, после чего, хорошенько полейте его из душа. Обратите особое внимание на то, чтобы вода ПОПАЛА в узкие места калиперов гидравлических тормозов и НЕ ПОПАЛА внутрь втулок и рулевой. Дайте воде стечь, вытрите велосипед насухо, смажьте штоки амортизаторов маслом для амортизаторов. Брызните WD-40 на стальные части (болты выноса, педали), чтобы они не ржавели.

- Цепь следует мыть после каждой зимней поездки, если под колёсами был снег или вода.

- Последнее, оно же первое. Зимой рано темнеет. Поэтому нужна мощная фара. Лучше всего, чтобы блок аккумуляторов был выносной, чтобы его можно было спрятать на в тёплом кармане. Батарейки и аккумуляторы на холоде при больших токах разряда разряжаются в 3-10 раз быстрее, чем летом.


Чрезвычайные происшествия

- Не ездите безлюдных местах в одиночку, в случае травмы, без помощи вы можете остаться там навсегда (при потере сознания человек замёрзнет насмерть за пару часов).

- Не выезжайте в длительные (для -10 градусов — дольше двух часов, для -20 градусов — дольше часа) автономные поездки без тестовых выездов в населённых местах, откуда можно эвакуироваться общественным транспортом.

- Делайте остановки каждые 15-30 минут, чтобы размять пальцы рук и ног, лицо — это первое, что страдает от обморожений.

- При малейшем холодовом дискомфорте пальцев рук, щёк, пальцев ног, остановитесь — походите на носках, разомните пальцы рук и ног, выпейте горячего чаю.

- Если мёрзнут пальцы/лицо и вы не можете их согреть, начинаете терять контроль (трудно сжимать пальцы рук, перестало колоть пальцы ног/щёки от холода во время езды) — немедленно прекращайте поездку. Если вы рядом с цивилизацией — идите в тепло (в магазин, к примеру), если автономно — разводите костёр или горелку, согрейтесь.

Веломаршруты (velorout) Особенности эксплуатации велосипеда зимой


- Если чувствительность только начала пропадать, быстрое принятие мер может позволить легко отделаться (потрескается, облезет кожа с кончиков пальцев, кончика носа). Если вы ничего не предпримете, спустя несколько часов ваши пальцы могут превратиться в кусок льда, и тогда последствия будут необратимые.

- Лучше «перебдеть, чем недобдеть». Даже если на улице -5, перчатки должны быть с утеплителем, а не флис/виндблок, потому что кровообращения рук, лежащих на руле затруднено и они легко мёрзнут.

- Ну и само собой — ставьте родственников в известность о своих планах, маршрутах и контрольных сроках, берите с собой мобильный телефон, храните его в тепле.

- Напоследок — велострашилка (детям, беременным женщинам и слабонервным не смотреть!): история про обморожение конечностей.
Тема взята отсюда:


Ну и наше позитивное видео



И еще одно видео от эстонских велоколлег

Категория: Журнал "Велороут", Alexej, Технические вопросы, Безопасность и здоровье

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 168
  • Комментариев: 298
  • ICQ:
11 декабря 2012 14:53

kandakchan

  • Группа: Администраторы
  • Регистрация: 15.11.2012
 
ютуб знает какой кадр нужно выбирать на титулку видео

--------------------

<
  • Публикаций: 29
  • Комментариев: 157
  • ICQ:
11 декабря 2012 15:42

antishock

  • Группа: Журналисты
  • Регистрация: 4.01.2012
 
Лицо, так сказать, сайта feel

<
  • Публикаций: 611
  • Комментариев: 728
  • ICQ:
11 декабря 2012 16:46

Admin

  • Группа: Администраторы
  • Регистрация: 26.02.2011
 
Полезная статья!
И фильм приятно напомнил прошлую зиму!
Было здорово!!!

<
  • Публикаций: 2
  • Комментариев: 16
  • ICQ:
11 декабря 2012 19:01

univega

  • Группа: Журналисты
  • Регистрация: 1.12.2011
 
Лицо сайта???? ХЗ, Как не крути, не понятно)) Повернись передом, тоже радушное драствуйте)))))))))))

<
  • Публикаций: 46
  • Комментариев: 189
  • ICQ:
3 февраля 2016 13:37

nick2bike

  • Группа: Журналисты
  • Регистрация: 11.12.2015
 
Очень полные, грамотные и ценные рекомендации.

В дополнение к ним предлагаю 2 видеоотчета:

по езде по абсолютно зеркальному льду Министерки:

http://velorout.com.ua/article/vdeouroki/1220-zimnee-katanie-kupanie-pod-led.htm
l


а также 20-километровому походу с 6-летним Ваней по лесному гололеду вперемежку с асфальтовым:

http://velorout.com.ua/article/1224-uroki-ezdy-po-gololedice-zimnego-lesa-dlya-6
-letnego-vani.html

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.