velorout.com.ua » Журнал "Велороут" » Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Автор: zubxx от 15-06-2014, 00:33, посмотрело: 8166

Кутаиси-Ткибули-Амбролаури-Цагери-Цхалтубо-Кутаиси-Мартвили-Нокалакеви-Хони-Кутаиси

27.04.2014 - 08.05.2014г.

Описание.

Поскольку вы собрались проехать тот же маршрут что и мы, а стиль нашего катания отличается от вашего – особо вдаваться в подробности не буду, дабы не портить впечатлений. А их вам хватит за глаза! Если интересны подробности, спрашивайте - с удовольствием отвечу в комментариях...

Для начала, о больной теме – провоз велосипедов. Мы заказывали услугу «провоз спортивного снаряжения» стоит недорого, а персонал клялся и божился, что отнесется к велосипеду бережно. Мы с женой пришли к выводу, что лучше чуть переплатить и лететь спокойно, чем бояться, что какой-то блатной грузчик не погнет\поломает что-то в велике. Забегая наперед, скажу, что идея себя оправдала – к велосипеду относились бережно (Во всяком случае, пока я мог видеть ;).
Паковали велосипеды в трубы из вспененного полиэтилена – покупались в эпицентре.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Это промежуточный вариант. После снимка все было основательно закреплено стяжками ;)
Способ удобен своей многоразовостью и низким весом.
Кутаиси нас встретил очень сильным ветром (естественно, встречным smile ).
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Поэтому было принято решение доехать до города на машине, разменять деньги, поесть и трогаться оттуда. По вашему совету, все упаковочные материалы и чехлы оставили у таксиста Вахи (Вахтанг) у которого есть отельчик между Кутаиси и аэропортом. Цены средние, сервис плохой.
Менять деньги лучше в Кутаиси, курс почти везде одинаковый. Так же тут можно купить местные SIM-карты с дешевыми тарифами для звонков в Украину. Мы пользовали местный оператор MAGTI. Для покупки карт нужен паспорт.
Мы постарались удрать из Кутаиси побыстрее – ничего интересного в нем нет, как будто СССР никуда и не девался. Первое время, с непривычки, велосипедисту в Кутаиси тяжело: нагруженная дорога, условно соблюдающие правила водители, которые постоянно «немного проезжают на красный» - утомляет. Это в горах на дорогах никого нет кроме коров, а тут вездесущие таксисты ездят как в анекдотах.
Дорогу по шоссе мы откровенно «терпели». Мешал сильный встречный ветер. Когда же мы, наконец, свернули с шоссе на сельскую дорогу (пусть и круто уходящую в гору) это было счастьем.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Мы покатили по еще более-менее зажиточным селам. Вероятно, многие работают в\на Кутаиси. Когда время подошло к вечеру начали искать место для ночлега. Найти его так и не удалось, одно село плавно переходило в другое, кругом сады. Еще и небо начало пугать дождем. После очередной неудачной попытки найти укромное место мы попросились на ночлег у первого встречного smile Но он почти не говорил по-русски. После непродолжительного общения «на мыгах» он понял что нам надо и позвонил русскоговорящей пожилой паре. Они нас радушно приняли. Мы, конечно, слышали о грузинском гостеприимстве, но встретились с ним впервые. Для нас это был, даже, в некоторой мере шок. Мало того, что хозяева настояли на том, чтобы мы ночевали в доме, они еще и дали возможность помыться с дороги, накормили и напоили отличным вином. Много расспрашивали о ситуации в Украине. Вообще, почти все грузины расспрашивали об этом. Их это искренне интересует, они переживают за украинцев и сочувствуют им.
С утра, мы, по-глупости, попробовали предложить хозяину денег, но он сказал, что он понимает почему мы так поступили и просит мы так больше не делали. Грузины считают гостя подарком от Бога и верят, что если они угодят гостю – им тоже будет хорошо. А предложение денег для них оскорбление. Второй нашей ошибкой было то, что мы забыли их сфотографировать. sad
Второй день выдался солнечным, но парило немилосердно. Серпантин к Ткибули хоть и не сложен но парилка не давала остывать и поднимались мы медленно
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

За серпантином есть прохладное водохранилище в котором можно купаться. Что мы и сделали с огромным удовольствием.

До Ткибули доехалось легко и быстро, а вот сам город выглядит уныло. Некогда процветавший город находится в плачевном состоянии и между полупустыми многоэтажками бродят свиньи. Любопытное зрелище.
В Ткибули начинается подъем на самый крутой асфальтированный подъем в Грузии (по рассказам местных). Как только мы выехали их города, на гору начало нагонять тучи и пошел мелкий дождь. Наконец посвежело и мы, обрадованные появившейся возможностью свободно дышать, покатили на перевал.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Но радовались мы недолго.

Очень скоро гора собрала вокруг себя тучи и мы погрузились в них, как в молоко. Видимость была почти нулевая, в воздухе висела вода и было видно как ветер гоняет клочки облаков. Ко всем трудностям еще добавился страх. Машин не видно вообще. Звук двигателя слышно раньше, чем появлялся свет фар. Хорошо, что местные водители понимали ситуацию и при движении постоянно сигналили.

А еще было очень досадно, что не удалось увидеть красивую панораму на всю долину.
После преодоления перевала была только одна мысль – где-то упасть и поспать. Но, в очередной раз остановившие нас грузины, после вопросов откуда вы посоветовали проехать еще километров 7 и остановится в коттеджах. Мысль о теплой еде (все вокруг мокрое) и сухой постели придали нам сил и мы бодро докатили до этих «коттеджей». На деле это оказались советские бараки геологов «раскупленные» и переделанные в дачи. Нам повезло, в одной из дач были люди. Приехали порыбачить из Тбилиси. Нас впустили, накормили и согрели. У них даже был газ! Правда, хозяин сильно перебрал и лег спать поэтому его скучающий друг был очень рад нашему визиту.
Не знаю, был ли дождь ночью, но утро на Шаори было волшебным. Чистейший воздух, голубое небо и горы в снегу – зрелище на которое можно смотреть вечно.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Рыбаки рекомендовали нам посетить церковь XI века в поселке Нироктсминда и мы, измотанные двумя перевалами и плохой погодой, с удовольствием решили разбавить нашу поездку. Церковь впечатляет. Кстати, она действующая.

В этот день мы решили подвигов больше не ставить и объехать гору через Хотеви , спускаясь до самого Амбролаури. Как приятно ехать и не крутить педали! smile Только успевай все фотографировать.

Пополнив запасы в Амбролаури мы двинулись в сторону поселка с громким именем Хванчкара. Поселок крошечный, но виноградником много. Закрадываются мысли о том вине, что продают у нас. Очень сомнительно, чтобы к нам попадало что-то отсюда.
После Racha Сhrebalo, качество асфальта начало портится, а иногда он пропадал вообще.
Дальше все как в сказке – только головой крути… Радует большое количество разнообразных источников с чистой водой, которую можно пить без проблем.
Подробно описывать местные красоты, мне кажется, бессмысленно – это надо видеть. Разве что пару фотографий:
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

А вот проехать весь маршрут нам не удалось – мы приехали слишком рано. Перед Лентехи нас остановили полицейские и объяснили, что в Сванетию нам путь заказан - на перевале еще лежал снег и сходили лавины. Поэтому нам пришлось импровизировать и наполнять событиями нашу поездку на ходу. С тяжелым осадком на душе мы ехать не решились и остановились на ночлег почти в том же месте. Не смотря на то, что ночью ударила настоящая гроза с ливнем, утром настроение улучшилось и мы, немного просушившись поехали обратно, в сторону Кутаиси но через Цагери. Как не горек путь назад, тем более когда не получилось осуществить задуманное, но природа Грузии и это смогла вылечить.

Со временем мы перестали думать о закрытом перевале и полностью погрузились в местные красоты.

Поскольку времени в Грузии у нас оставалось довольно много, мы решили поехать к каньону около Мартвили. Сначала решили срезать проселочными дорогами – это была большая ошибка.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

«Дорога» оказалась ужасной для велосипедиста и немного потрусившись на камнях, мы вернулись на шоссе. Но до Мартвили доехать нам не удалось, нас догнала гроза из гор и мы были вынуждены остановится у того самого Вахи. Как я говорил, расположение его «отеля» оказалось стратегически выгодным.
На следующий день погода наладилась, но жена попросила день отдыха и мы поехали в Мартвили на машине Вахи (50 лари).

Сам каньон волшебно красив. Рекомендую туда заехать. Но это место стало достаточно популярным и на выходных там полно народу, включая самих грузин (точнее мегрелов). Рядом есть платная стоянка для палаток (5 лари), места много и вода есть. Там и остановились.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Позже к нам примкнула целая команда сплавщиков из Воронежа. Они нас довольно долго донимали расспросами про то, что творится на Украине (причем они сами понимали, что по телевизору передают полную чушь и просили рассказать что же происходит в действительности), а после угостили ужином и вином. На утро предложили покатать на байдарке по реке в каньоне. Вполне адекватный народ, может это потому, что не москвичи? smile

Ребята приглашали нас съездить с ними на море, но после звонка знакомым стало ясно, что там дожди и мы, выкупавшись, двинулись дальше в сторону Курзу. Особой цели у нас уже не было, просто хотели покататься по красивым местам.

Долго кататься без цели нам не довелось, около Диди Чкони нас догнали другие велосипедисты и после короткого обмена впечатлениями рассказали нам о термальном источнике и дали координаты поворота к нему. Недолго думая мы рванули к нему. Дорога была простая, мы отдохнувшие и 20 километров до источника проехались на одном дыхании.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Поскольку приехали туда мы уже вечером, идти к источнику не стали, а выкупались в Техури и стали на ночлег. Надо отметить, что рядом стояла большая группа водников и, к великому нашему удивлению, рядом дежурили полицейские.
Утром, полицейские поинтересовавшись куда мы едем взяли наш номер телефона и сказали, что будут позванивать для проверки все ли у нас нормально. Мы подобрали отвисшие челюсти и поехали к источнику.

Вода там очень горячая. Но она стекает к реке и образует небольшой водопадик, где остывает до приемлемой температуры, а под водопадом эти же полицейские (!) сделали из камней и песка небольшой бассейн. Там неглубоко, но купаться можно с комфортом. Что мы и сделали smile
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

Вода в источниках богата солями и мы с воплями смывали их в ледяной Техури. А когда мы собрались уходит, то обнаружили, что за нами приехали полицейские. Просто узнать, все ли у нас в порядке. Мы их заверили, что все отлично. После поинтересовались где находится ближайший магазин, на что они обзвонили 2 магазина и сообщили, что в ближайшем нет хлеба а до следующего километров 7 пути. И чтобы нам не убиваться на разбитой дороге (как раз тот участок был в наихудшем состоянии) полицейские предложили нас туда свозить… (Немая сцена)

Ну кто же откажется покататься на полицейских? smile
Мы охотно согласились и они погрузили велики в багажник довезли нас до магаза, где мы закупили продуктов, а после привезли обратно. Поблагодарив полицейских добродетелей мы поехали смотреть развалины замка Нокалакеви.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

А после хотели ехать в сторону Кутаиси. Однако нас опять накрыло дождем и устав мокнуть мы попросили полицейских найти нам таксиста с большой машиной и привезти к Вахе. Через полчаса дождь утих и выглядывая в окно машины мы начали думать, что погорячились… Но вечером разразилась настоящая буря и мы успокоились. Выбор сделан верно.
Предпоследний день нашего пребывания в Грузии начался с ясной, но душной погоды. Все сохло после дождя. Просмотрев карту, решаем ехать к «пещерам Прометея» налегке (Кумистави) . Туда 25 километров езды. Но дорога вышла не из легких. Из-за испарений дышать было трудно. Видимо еще и упало атмосферное давление – жена откровенно не тянула. Сами пещеры красивы, подсвечены и облагорожены, расстраивала только длина маршрута. Сама система пещер довольно велика, но вот нас повели по откровенно упрощенному пути. Не смотря на это, нам там очень понравилось, а атмосфера и пещерный воздух оказали целебное воздействие на жену.

Обратно было ехать намного легче… до тех пор пока вновь не ударил ливень. Когда мы вернулись – выкручивали даже стельки кроссовок. Благо, Ваха все понял верно и напоил нас домашним вином, которое быстро вернуло тепло в наши тела. ;)
В последний день мы только собирались и упаковывали велосипеды. Жутко не хотелось уезжать, но мы пообещали себе вернуться.
Веломаршрут (velorout) Майский велопоход. Грузия 2014

И мы сдержали обещание! Уже куплены билеты на конец июля – начало августа. В низинах, конечно, будет жарко. Но осенью я бы не смог. Остается готовиться и ждать.
Спасибо за внимание. Надеюсь, не сильно вас утомил. Не ругайте сильно, никогда таких отчетов не писал smile
Теперь, позвольте написать несколько советов:
• Первое и главное, полиция – ваш друг! Как бы пафосно и нереально это не звучало. Для Украинцев, общение с полицией в таком ключе – абсолютно непривычно, но для Грузии – это нормально. Полиция может помочь с едой, водой, электричеством, такси и т.д. Они могут брать ваш грузинский номер и перезванивать с вопросами «все ли у вас нормально». Это нормально! Все полицейские сносно говорят по-русски.
• В Грузии нет отдельных номеров для полиции, скорой и пожарки. У них общий коммутатор – 112
• Молодые грузины не абсолютно не понимают русского. Некоторые говорят по-английски, но таких не много, особенно в горах. Возьмите с собой небольшой русско-грузинский разговорник. Каждая область говорит на своем наречии, но грузинский понимают все.
• Если с вами поедут девушки, представляйте их как чьих-то жен. Причем «мужья» должны присутствовать. Иначе будете долго «отбиваться» от горячих грузинских женихов.
• У грузин абсолютно нормально остановить вас для того чтобы поболтать или расспросить о ситуации в Украине. Не удивляйтесь smile
• Настоятельно советую избегать проселочных не асфальтированных дорог (кроме дороги к перевалу – его там просто нет) из-за особенности грунта. Он просто усеян скругленными камнями разных размеров. Их настолько много и они настолько большие, что езда отнимает огромное количество сил. Даже с горы ехать сложно – трясет немилосердно. Как я уже говорил, дороги обычно пустые и ехать по ним одно удовольствие. Мое дело предупредить.
• На дорогах пасется большое количество скота. Они привыкли к машинам, но велосипедистов они очень боятся. Притормаживайте – не пугайте животных, хозяева будут не рады.
• При общении с грузинами старайтесь сразу сказать, что вы из Украины. Вы удивитесь, как изменится отношение к вам. Благо, первый вопрос, который задают грузины при знакомстве: «откуда вы» smile
• Если кто-то угостит вас чем-то, благодарите и берите. Не предлагайте деньги ни в коем случае – для грузин это оскорбление. Отказ принимается только аргументированный.
• Основная еда грузин: хлеб, сыр и вино. Другого могут и не предложить.
• Грузины своеобразно оценивают расстояние. Имейте это ввиду, и не сильно полагайтесь на их оценки. Например, от аэропорта до Кутаиси – 15км, так указано на знаке и так говорит GPS-трекер. Любой же грузин скажет, что там 25 км.
• Карту для навигатора можно сделать и скачать тут. Очень удобный ресурс, который делает свежий экстракт данных их OpenStreetMap.

zubxx

kandakchan

• Регистрация: 15.11.2012

Спасибо за описание! smile
уже не дождусь нашего похода что бы увидеть все своими глазами!

--------------------

antishock

• Группа: Журналисты
  • Регистрация: 4.01.2012

Прочитал на одном дыхании, спасибо большое за описание :). Виды на фотографиях завораживающие хотя и понимаю, что в живую куда еще более зрелищно. Очень жаль, что из-за погоды вам не удалось проехать весь маршрут...

А как вообще в Грузии с ценами? На жилье на питание?

• Публикаций: 1
  • Комментариев: 15
16 июня 2014 11:02

zubxx

• Группа: Журналисты
  • Регистрация: 25.03.2014

БОЛЬШОЕ спасибо Admin'у за помощь в составлении отчета!
Без тебя я бы не справился! :)

Цитата: antishock
А как вообще в Грузии с ценами? На жилье на питание?

Цены на питание сопоставимы с Украинскими (в эквиваленте). Что-то дешевле, что-то дороже, но уровень приблизительно тот же.
Насчет жилья - информации мало. Первые две ночи мы ночевали у добрых людей бесплатно, а после останавливались у Вахи по 20 лари\чел. Если заказывать питание +5 лари с носа за прием пищи.
Нам не нравилось жить у Вахи, но погодные условия и стратегически выгодное расположение его гостиницы вынудили нас смириться.

--------------------

• Публикаций: 612
  • Комментариев: 728
2 октября 2014 07:42

Admin

• Регистрация: 26.02.2011

С удовольствием перечитал отчет еще раз.
Надеюсь и о второй поездке будет описание??? winked