К месту катастрофы ф/к "Пахтакор" или геокешинг, покатушка для начинающих.
Радиальный тур по окрестностям Днепродзержинска.
Описание похода.
ВСЕМ ПРИВЕТ из Днепродзержинска!
Сегодня я хочу рассказать о небольшом вело походе окрестностями нашего города металлургов.
ВСЕМ ПРИВЕТ из Днепродзержинска!
Прежде чем рассказать о самом походе думаю Вам будет интересно узнать как я собственно оказался в клубе "Велороут", о котором в Днепродзержинске пока ещё мало кто что знает.
Так вот.
Однажды, холодным зимним вечером, бороздя просторы любимого You Tube (отнюдь не по велотематике), я наткнулся на видео о велопрогулке по Арабатской стрелке. Ролик взбудоражил моё воображение. Жажда приключений и новых впечатлений овладела мной в тот же миг.
Сразу же в поиске You Tube был набран запрос по теме "Веломаршруты Крыма"...
и вот я уже часа два смотрю и не могу оторваться от увлекательнейших фильмов Славы Dinozawra.
По ссылке под видео перехожу на velorout.com.ua и что я вижу?
Это просто ЗОЛОТОЙ КОЛОДЕЦ! Масса интереснейших маршрутов! И не просто с описанием путевых точек, а с подробными GPS треками, которые можно скачать абсолютно бесплатно!
И понеслась...
Переписка, знакомство, форум: короче я заболел вело туризмом (жаль что этот вирус не одолел меня лет 10 назад).
Мои короткие вело прогулки становились все длинней и интересней.
Приближалась весна, а с её приближением мой друг Алексей заканчивал постройку своего нового байка на 28" колесах.
Пока творчество Лёхи имело инженерно-конструкторское направление, моё сводилось к маршрутно-разведовательному.
Так как наши семьи тоже изъявили желание участвовать в покатушках, то планируемые маршруты должны были быть не слишком сложными и максимально интересными.
И вот, когда дядя Лёша завершил кастомайзинг и обкатал байк мы выбрали день, маршрут, назначили время и точку старта.
Итак, на календаре 13 апреля 2013 год и сегодня наш маршрут ведет к месту авиакатастрофы, которая произошла 11 августа 1979 года. Невдалеке от этого места несколько лет назад геокешеры (Геокэшинг-игра для пользователей GPS приёмников) сделали тайник. Поиски всяких тайников и кладов занятие весьма увлекательное (особенно для детей) и вся наша группа (особенно я) решила "взять" этот тайник.
Пока наши девочки ходили в магаз за вкусняшками к нам подошла Яна (наша хорошая знакомая).
Она была очень рада видеть нас на великах и мы с удовольствием дали ей прокатиться.
После первых же оборотов педалей на лице девушки можно было увидеть как быстро проникает в её кровь наш вело наркотик.
Возможно скоро наши ряды пополнятся ещё одним байкером...
Девушкой.
Интригой нашей покатушки стало участие девочки Жени 10 лет.
Это был её первый выезд в этом сезоне и наверное второй на новом велике вообще.
Покатуха из разряда "Для НАЧИНАЮЩИХ" плавно перешла в велопрогулку "Для начинающих".
Но этот статус удержался только в первой половине маршрута, что было дальше сейчас увидите.
Проезжаем "пьяный мостик", Женя пока ещё познает азы управления горным велосипедом, иногда прислушиваясь к указаниям старших байкерш.
Мимо этого здания голодным лучше не проезжать. Это хлебзавод. Ароматы свежих булочек реко усиливают слюноотделение до такой степени, что можно и захлебнуться.
А это главная магистраль подающая теплоноситель на левобережный жил массив. Денис демонстрирует как любой желающий может подойти и собственноручно попробовать температуру теплоносителя в любое время отопительного сезона.
Молодые лосята Саша и Денис, не знающие дороги, но постоянно мчащиеся впереди группы всей
Дружно преодолели железную дорогу
Труба левобережной котельной. В период отопительного сезона служит неплохим флюгером.
Когда есть сомнения в правильном направлении движения лучше лишний раз взглянуть на GPS и убедиться, что движешься в нужном направлении
К месту матраса оставались считанные метры
Куриловка- город контрастов. Именно так я охарактеризовал этот поселок, глядя на хатынки по противоположным сторонам этой улицы
Наша Евгеша за несколько пройденных километров начала овладевать техникой катания, но её мучал один вопрос...
Зачем мы едем куда-то далеко, если можно просто кататься во дворе? Но скоро она сама сможет на него ответить.
Проезжая мимо огромного дерева Яна назвала его баобабом и я не удержался, чтоб не сфоткать это чудо природы
Скоро дорога свернула в сосновый лес и ехать стало ещё приятней.
Люблю животных...
На первом перекрестке не сворачиваем, а едем прямо. Хотя эта дорога и короче, но рядом с ней находятся заросли акации и риск пробиться возрастает в разы.
А вот эта то что нужно. Весело сворачиваем направо.
Не обошлось и без падений. Хорошо когда они вызывают лишь улыбку,а не ссадины.
Уже на подходе к месту назначения натолкнулись на жуткое место. Похоже на кладбище безымянных или людей без родственников.
Навигатор показывает, что пора поворачивать и мы уходим с дороги в лес по еле виднеющейся тропе.
Вот перед нами то самое место, где 34 года назад упал один из столкнувшихся самолетов.
Немного истории:
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском произошло столкновение двух Ту-134 компании Аэрофлот. В результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Украины и Ту-134 занимает первые места, в истории Советского Союза и столкновений в воздухе в мире — второе, а среди столкновений самолётов вообще — третье. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего трагедия получила особый резонанс.
В тот день самолёт совершал рейс 7628 сообщением Челябинск—Воронеж—Кишинёв. Пилотировал его экипаж из 269-го лётного отряда, состоявший из командира А. А. Тараненко, второго пилота В. Н. Тарасенко, штурмана А. Г. Иващенко и бортинженера В. В. Бутырского. В салоне работали бортпроводники М. Г. Балан и А. Е. Гонца. В 12:54 рейс 7628 вылетел из аэропорта Воронежа и после набора высоты занял эшелон 8400 метров. На его борту находились 88 пассажиров: 64 взрослых и 24 ребёнка
Второй самолет Ту-134АК борт № 65735 (заводской — 1351405, серийный — 14-05) 1-го Минского авиаотряда Белорусского УГА был выпущен Харьковским авиазаводом 5 ноября 1971 года и свой первый полёт совершил в том же году. Министерству гражданской авиации самолёт был передан к 11 ноября и изначально поступил в 235-й Отдельный Правительственный авиаотряд. Относясь к модификации Ту-134АК, данный борт имел салоны люкс и первого класса, но позже был переделан в обычный на 78 пассажиров и 24 октября 1973 года начал эксплуатироваться в 1-м Минском авиаотряде. Всего на момент катастрофы борт 65735 имел в общей сложности 10 753 лётных часа и 7075 посадок.
В тот день самолёт совершал рейс 7880 сообщением Ташкент—Гурьев—Донецк—Минск. Пилотировал его экипаж из 104-го лётного отряда, состоявший из командира А. С. Комарова, второго пилота С. А. Петросяна, штурмана Н. К. Щипера, бортмеханика Е. С. Симакова и бортрадиста Ю. И. Смирнова. В салоне работали бортпроводники Л. Ф. Лаптева и Н. Д. Гапанович. В 13:11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка и после набора высоты занял эшелон 5700 метров. На его борту находились 77 пассажиров: 12 детей и 65 взрослых, в том числе команда ташкентского футбольного клуба «Пахтакор» (14 игроков, тренер, администратор и врач), летевшая в Минск на матч чемпионата СССР с местным клубом «Динамо»
Летя на высоте 8400 метров в облаках высотой до 9000 метров, экипажи самолётов не могли видеть друг друга. При этом борт 65816 отклонился от траектории влево на 4 километра, а 65735 — влево на 0,5 километра. В 13:35—13:38 с экранов неожиданно последовательно пропали отметки обоих самолётов. Жуковский попытался связаться с ними, но те не отвечали. В 13:37 с Харьковским диспетчерским центром вышел на связь Игорь Чернов — командир самолёта Ан-2 (по другим данным — Ан-24 Донецкого авиапредприятия, борт 91734, рейс Черкассы—Донецк, и доложил: Харьков, 734-й, что-то падает с неба!. В 13:40, Чернов вновь вышел на связь с диспетчером и доложил: Харьков, 734-й, в районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134.
В 13:35:38, то есть спустя 1 минуту и 5 секунд с момента последней предполагаемой связи с землёй, белорусский Ту-134 (борт 65735) под углом 95° врезался в молдавский (борт 65816) в точке с координатами 48°33′35″ с. ш. 34°40′33″ в. д.. Концом правой плоскости длиной 2,5 метра 735-й разрубил у 816-го верхнюю часть кабины и начало салона, убив сразу всех находящихся в кабине, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель. Молдавский самолёт от удара развернуло вправо, а белорусский — влево[* 1], после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом молдавский левым двигателем снёс белорусскому киль, а ему самому оторвало правое крыло. Борт 65816 разрушился в воздухе сразу на несколько частей. Пилоты борта 65735, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте четыре с лишним километра авиалайнер потерял управление и, перейдя в пике, около 13:38 врезался в землю.
Белорусский Ту-134 упал в 2 километрах северо-восточнее Куриловки (48°35′17.64″ с. ш. 34°39′22.6″ в. д.. У молдавского Ту-134 средняя часть фюзеляжа вместе со средней частью крыла упала в 3,5 километрах юго-восточнее Куриловки, его левый двигатель был найден на берегу Днепра, а правое шасси — в самом Днепре. Остальные части самолёта (правое и левое крылья, хвостовая и носовая части) упали на землю на большой территории в районе сёл Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Общая площадь разброса обломков имела размеры 16 на 3 километра. Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском), включая 36 детей и 17 членов футбольной команды «Пахтакор».
На 2013 год катастрофа над Днепродзержинском является крупнейшей на территории Украины и в истории Ту-134 (в том числе и для отдельного самолёта — катастрофа молдавского борта]. Помимо этого, на момент событий она являлась крупнейшей в Советском Союзе, обойдя катастрофу у Нерского озера 1972 года (с 1985 года — вторая, после катастрофы под Учкудуком) и крупнейшим столкновением в воздухе, обойдя столкновение Trident и DC-9 в Югославии в 1976 году (с 1996 года — второе, после столкновения Boeing 747 и Ил-76 в Индии). Также в настоящее время является третьим худшим столкновением самолётов (уступает также столкновению двух Boeing 747 в Лос-Родеос)
Среди 178 человек, погибших в катастрофе, 17 являлись членами команды ташкентского футбольного клуба «Пахтакор», летевшими в Минск, в том числе 14 игроков, администратор, второй тренер и врач. Сама гибель целой футбольной команды, причём достаточно популярной, привела к тому, что данная авиакатастрофа, в отличие от многих других того времени, хоть и не получила широкой огласки, но в то же время и не замалчивалась.
В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде чёрной вертикальной плиты с надписью: Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футболистов братства бывшего СССР.
Должен признаться место здесь жуткое.
При пожаре упавшего самолёта участок леса выгорел, образовалась поляна, на которой сейчас кроме травы ничего не растет.
Земля вокруг вся в холмиках и ямках -это результат раскопок охотников за металлом. Дело в том, что крупные части самолета тогда вывезли, а мелкие захоронили здесь же. На поляне мы нашли кусок обшивки самолета, не представляющий ценности для металлистов.
Не знаю из чего делают обшивку самолетов сейчас, а тогда это был материал, внутри напоминающий пчелиные соты.
Немного отдохнув мы принялись за поиски тайника. По моим словам тайник должен был находиться между четырех сосен, растущих вместе.
И каково было наше удивление, когда Яна нашла тайник, а сосны оказались акацией!
Радости детей не было предела!
Сделав запись в журнале тайника (это обязательное условие игры) мы выдвинулись в дальнейшем направлении.
А вот и сам тайник.
По дороге дядя Лёша даёт чёткие указания Евгении, что мол не следует гнать быстро с лосятами Саней и Деней, а нужно поберечь силы.
Обнаружив, как нам казалось, дорогу покороче, свернули на неё.
В итоге некоторые вынуждены передвигаться пешком...
...а некоторые от зыбучих песков даже удовольствие получают...
На маршруте нам попадались всякого рода препятствия...
Но нас это совсем не пугало...
Вот под ногами (ой,извините, под колёсами) снова твёрдый грунт
Лосята предполагали, что мы будем возвращаться тем же маршрутом и постоянно катили не туда куда надо.
А нам ещё нужно было заехать в центр Куриловки, где находится памятник погибшим футболистам "Пахтакора".
Памятник очень красивый.
Почтив память погибших игроков наш отряд продолжил движение по маршруту/
На одном из перекрёстков к лосятам присоединилась Алина и они вместе снова ушли с маршрута.
В итоге телефонным звонком пришлось возвращать их назад.
Ну какой же интерес катить той же дорогой, которой 2 часа назад уже проезжали?
У Велороут Днепродзежинска маршруты не повторяются!
Не обошлось и без спущенных колес, но всё обошлось лишь подкачкой.
Катали мы в тот день не только на велах...
примерка папкиного шлема...
Агрессивно форсируем железнодорожное полотно:
Наш поход близился к финалу
Уже видны многоэтажки
Женька настоящий герой нашей покатушки. Для неё эти 22 км были наверное как для меня 122км , но она достойно прошла весь маршрут.
Вернувшись домой наши детки первым делом спросили: "А когда мы снова куда-нибудь поедем?"
Караим