Вот наконец-то вы купили велосипед, откатали на нем сезон, и по каким-то причинам решили купить новые покрышки: или из-за износа родных, или просто понравились другие по целому ряду причин. Зайдя в веломагазин, вы обнаружили, что есть масса вариантов покрышек, они отличаются по цене, типу протектора, качеству и пр. Если у вас уже есть представление о своем стиле катания, то выбор велопокрышек не представит особого труда, если такого представления нет, то скорее всего, вы захотите купить универсальные покрышки. Новички часто считают, что зубастые велосипедные покрышки – самый оптимальный вариант. Давайте разложим все по полочкам.
На счет родных покрышек:
Любой производитель комплектует велосипед покрышками, оптимальными по соотношению цена/качество (для производителя), часто даже просто по «цена». Взгляды велосипедистов на эксплуатацию велосипеда часто разнятся со взглядами производителя, поэтому часто велосипедные покрышки меняют сразу же после покупки велосипеда. На моем велосипеде при покупке стояли покрышки Kenda Kobra. Надо признать, дорогу они держали великолепно, но шишки появляются быстро. При первой замене решил сэкономить и купил такие же. Еле докатал сезон. Угадайте, куплю ли я их ещё-раз?
Виды протекторов:
Слики – тонкая, гладкая резина. Обеспечивает сумасшедший накат. Как правило, используется на шоссейных велосипедах. Хорошее сцепление держит на сухом и гладком покрытии. С развитием стилей катания, слики начали применять на других типах велосипедов, при этом используют более толстую резину.
Плюсы:
- невероятный накат.
- низкий уровень шума.
- нет вибрации при движении из-за отсутствия шипов на протекторе.
Минусы:
- практически полное отсутствие сцепления на грязевых и грунтовых дорогах.
- слабое гашение ударов при наезде на ямы и другие препятствия.
Полуслики – от сликов отличаются протектором, который находится по бокам покрышки. Основная контактная поверхность имеет очень мелкую глубину протектора. За счет этого достигается хороший накат и приемлемый уровень сцепления на грунтовых дорогах. На мокрой поверхности вода из контактной области при езде выдавливается в пустоты протектора, что делает поведение велосипеда стабильным. Полуслики используются в велотуризме, кросс-кантри. Плохо ведет себя на жиже и снегу.
Плюсы:
- универсальность применения.
- хороший накат.
- достаточное сцепление на грунте.
Минусы:
- универсальность. Резина ведет себя хуже, чем предназначенные для той же поверхности покрышки.
Высокий протектор (до 10 мм) – накат немного хуже, чем у полусликов. Задача этой резины – обеспечение максимального уровня сцепления на грунтовых поверхностях: не глубокая грязь или снег, песок и другой рыхлый грунт. Используют такие покрышки для дерта и даунхила. Иногда используют в стрите.
Плюсы:
- отлично подходит для бездорожья.
- отлично смягчает удары.
Минусы:
- слабенький накат.
- протектор быстро изнашивается на асфальте.
- сильно шумит при движении по асфальту.
Грязевой протектор (от 10 мм) – шипы стоят редко, но они внушительных размеров. Как следует из названия – лучший вариант для катания по грязи, глубокому снегу и подобного месива, из-за редкости посадки и размера шипов, они вгрызаются в поверхность, по которой вы едете. Ни наката, ни скорости – только проходимость. В городских условиях или на мокрой ровной дороге будете ехать «на цыпочках» (из-за высоты протектора), поэтому никакого сцепления не будет.
Плюсы:
- невероятная проходимость по грязи, глубокому снегу и другой жижеобразной массе.
Минусы:
- все остальное.
Зимние покрышки – вообще-то, правильный выбор зимней велорезины — почти наука, но сейчас вкратце. Это шипованная резина для езды зимой по снежно-ледовым поверхностям. Удивительно, но при езде по сухому и гладкому льду, например по замершей речке или озеру, уровень сцепления будет больше у сликов или полусликов – это достигается за счет большого пятна контакта.
Плюсы:
- стабильность при езде по снегу или льду.
Минусы:
- все остальное.
Существуют еще покрышки с вывернутым наизнанку протектором, по характеристикам близки к полусликам.
Выбор ширины велосипедной покрышки:
Ширина покрышки измеряется в дюймах и обозначается сбоку на покрышке, рядом со значением диаметра. Указанная ширина обозначает, какое значение будет после накачки до рекомендуемого давления. Оно пишется тут же, обычно обозначается в PSI (1 psi примерно равен 0,07 атм.). Как померять ширину покрышки? Если мы имеем дело со сликом – тут все ясно, а вот в случае с шипованными покрышками, не очень понятно, учитывается ширина покрышки с боковыми зацепами, или ширина корда.
Обычно миллиметровая точность при выборе покрышки не имеет значения. Но если она нужна, возьмите с собой в магазин штангенциркуль.
Чтобы понять, где-какая нужна ширина покрышки, представьте велосипед в движении в повороте на сыпучем грунте. Какое колесо первым пойдет юзом? – Верно, заднее, так как оно не сильно загружено в повороте, при этом достаточно легко не упасть с велосипеда.
Напротив, переднее колесо несет основную нагрузку в поворотах, и если его сносит, это говорит о недостаточном сцеплении. В этом случае – 90-95% вероятности проверить землю на твердость, упав с велосипеда. Чтобы увеличить сцепление переднего колеса, проще всего поставить более широкую покрышку – это увеличит пятно контакта с поверхностью.
В случае если речь идет о езде по песку или грязи, то важен фактор крутящего момента и эффективного привода, поэтому широкая покрышка сзади будет нужна. В других условиях широкая покрышка обладает худшим накатом, поэтому не стоит ставить её на заднее колесо – оно больше загружено на прямых участках, и это сильно сказывается на накате.
Корд покрышки:
Жесткость (мягкость) корда. Этот параметр отвечает за способность покрышки сминаться под нагрузкой.
Велопокрышка с мягким кордом при встрече с препятствием обнимет его, при этом обеспечит отличное сцепление и не сбросит скорость, а жесткая покрышка передаст усилие на вилку и погасит скорость. Оптимальный выбор зависит от условий эксплуатации. Резина с мягким кордом меньше защищает камеру от «змеиного укуса». Параметр жесткости пишется практически всеми производителями на боковой части покрышки, измеряется в количестве нитей/дюйм (TPI – Threads Per Inch). 30-60 TPI – мягкие, 90-150 TPI – твердые.
Тип корда – обычно или металлический, или кевларовый – сильно влияет на вес. По поводу прочности – все зависит от того или иного качества и производителя.
Материал изготовления покрышки.
Широко распространены два материала – это резина и компаунд.
Резину делают из сока каучуковых деревьев – это дорогостоящий процесс, поэтому часто применяют синтетические материалы, что снижает стоимость и качество в разы.
Компаунды – композитные материалы на основе полимеров и мономеров. Производство обходится дешевле в сравнении с резиной, а сопротивление качению превосходит резину из синтетического каучука.
Чтобы отличить резину от компаунда достаточно с нажимом провести пальцем по покрышке: резина будет тянуться за пальцем, в то время как покрышка из компаунда практически не потянется.
Проверка качества резиновой покрышки.
Шаг 1. Точно так же, проведите по покрышке пальцем – если остается темный след на пальце – значит, в резине слишком много примесей и долго она не проживет.
Шаг 2. Потяните за 2-3 усика, если они не вытягиваются хотя-бы в два раза и отрываются – значит, эта покрышка очень быстро износится. Усики выбирайте с разных сторон, качество резины обычно неравномерно.
Шаг 3. Пройдитесь внимательно взглядом по покрышке. Ищите дефекты, кривизну, наплывы, гармошки и подобное. Скорее всего, продавцы начнут говорить, что это исправится после накачки колеса. Мы все понимаем, что времена СССР прошли, и продавцы работают не от оклада, а от %, поэтому не реагируйте на откровенное вранье. Как при накачке колеса исправить плохое качество шва, например?
Проверка качества покрышки из компаунда.
Точно так же, оторвите несколько усиков, они должны минимум растянуться в 2-3 раза. На покрышках из компаунда часто нет усиков, поэтому просто тщательно осмотрите её. В общем-то, всякая покрышка из компаунда лучше любой резиновой покрышки.
Мягкость состава резины (или компаунда):
В основном при изготовлении покрышки используется только один тип резины. Выбор типа состава резины имеет значение для профессионалов. Например, мягкая резина (не путайте с мягкостью/жесткостью корда) дает наилучшее сцепление, особенно на мокрых поверхностях, но быстрее стирается, жесткая наоборот — обладает максимальным накатом, из-за того что не «липнет» к поверхности. Велогонщики часто пользуются двойным составом: контактная поверхность сделана из мягкого состава, а внутренняя часть из жесткого. Благодаря этому улучшаются характеристики и, как следствие, стоимость.
Параметр мягкости обычно не пишется, но потянув за несколько усиков на разных покрышках, вы поймете, какая мягче, какая тверже.
Строение велосипедной покрышки:
Велосипедная покрышка состоит из:
- Борт шины – это стальное или кевларовое кольцо, которое держится на ободе за счет давления воздуха.
- Тканевая основа, которая натягивается между бортами – «скелет» покрышки.
- Поверхностный слой – резина или компаунд. В общем-то это «мышцы», одетые на «скелет».
Существуют еще бескамерные покрышки. Они больше популярны у гонщиков, нежели у туристов. Если из-за небольшого веса нужно слабее накачать покрышку – примерно 20-25 PSI, то на бескамерке это не приведет к появлению «змеиных укусов». Но камеру все-таки желательно возить с собой, так как ремонт бескамерных покрышек сложнее и занимает больше времени. Некоторые производители в случае прокола рекомендуют пользоваться герметиками.
Для бескамерных покрышек нужны специальные обода, хотя можно адаптировать обычные с помощью специальных систем. Цены на бескамерные покрышки значительно выше. Примерно от 400-450 грн. ($50+)
Как выбрать велосипедную камеру.
При покупке камеры учитывайте размеры покрышки. Для оптимального наката и минимального риска пробоя это очень важно. Если камера немного меньше покрышки – этот не очень страшно, т.к. они растягиваются. Конечно – идеальное сочетание размеров лучше всего. Помните о верном выборе ниппеля:
Ниппель Presta – этот вид ниппеля чаще используется на дорогих велосипедах, особенно на шоссейных. Никогда не ставьте камеры с ниппелем Presta в обод, предназначенный для камер с ниппелем Schrader, камера начнет смещаться, что приведет к пробою в области соска.
Ниппель Schrader – стандартный ниппель для велосипедов среднего и эконом — класса. Этот ниппель вы не вставите в обод с отверстием под Presta, так как Schrader шире.
Я буду рад, если эта информация поможет вам в выборе оптимальных покрышек. Замечу, что очень неплохо иметь несколько комплектов покрышек. Катание в разных условиях приносит абсолютно разные эмоции: асфальт и движение в городе, грунт и езда по лесным тропам, катание по снегу, по льду, под дождем, по грязи и так далее…
Лучше быть готовым к любым условиям!
На счет родных покрышек:
Любой производитель комплектует велосипед покрышками, оптимальными по соотношению цена/качество (для производителя), часто даже просто по «цена». Взгляды велосипедистов на эксплуатацию велосипеда часто разнятся со взглядами производителя, поэтому часто велосипедные покрышки меняют сразу же после покупки велосипеда. На моем велосипеде при покупке стояли покрышки Kenda Kobra. Надо признать, дорогу они держали великолепно, но шишки появляются быстро. При первой замене решил сэкономить и купил такие же. Еле докатал сезон. Угадайте, куплю ли я их ещё-раз?
Виды протекторов:
Слики – тонкая, гладкая резина. Обеспечивает сумасшедший накат. Как правило, используется на шоссейных велосипедах. Хорошее сцепление держит на сухом и гладком покрытии. С развитием стилей катания, слики начали применять на других типах велосипедов, при этом используют более толстую резину.
Плюсы:
- невероятный накат.
- низкий уровень шума.
- нет вибрации при движении из-за отсутствия шипов на протекторе.
Минусы:
- практически полное отсутствие сцепления на грязевых и грунтовых дорогах.
- слабое гашение ударов при наезде на ямы и другие препятствия.
Полуслики – от сликов отличаются протектором, который находится по бокам покрышки. Основная контактная поверхность имеет очень мелкую глубину протектора. За счет этого достигается хороший накат и приемлемый уровень сцепления на грунтовых дорогах. На мокрой поверхности вода из контактной области при езде выдавливается в пустоты протектора, что делает поведение велосипеда стабильным. Полуслики используются в велотуризме, кросс-кантри. Плохо ведет себя на жиже и снегу.
Плюсы:
- универсальность применения.
- хороший накат.
- достаточное сцепление на грунте.
Минусы:
- универсальность. Резина ведет себя хуже, чем предназначенные для той же поверхности покрышки.
Высокий протектор (до 10 мм) – накат немного хуже, чем у полусликов. Задача этой резины – обеспечение максимального уровня сцепления на грунтовых поверхностях: не глубокая грязь или снег, песок и другой рыхлый грунт. Используют такие покрышки для дерта и даунхила. Иногда используют в стрите.
Плюсы:
- отлично подходит для бездорожья.
- отлично смягчает удары.
Минусы:
- слабенький накат.
- протектор быстро изнашивается на асфальте.
- сильно шумит при движении по асфальту.
Грязевой протектор (от 10 мм) – шипы стоят редко, но они внушительных размеров. Как следует из названия – лучший вариант для катания по грязи, глубокому снегу и подобного месива, из-за редкости посадки и размера шипов, они вгрызаются в поверхность, по которой вы едете. Ни наката, ни скорости – только проходимость. В городских условиях или на мокрой ровной дороге будете ехать «на цыпочках» (из-за высоты протектора), поэтому никакого сцепления не будет.
Плюсы:
- невероятная проходимость по грязи, глубокому снегу и другой жижеобразной массе.
Минусы:
- все остальное.
Зимние покрышки – вообще-то, правильный выбор зимней велорезины — почти наука, но сейчас вкратце. Это шипованная резина для езды зимой по снежно-ледовым поверхностям. Удивительно, но при езде по сухому и гладкому льду, например по замершей речке или озеру, уровень сцепления будет больше у сликов или полусликов – это достигается за счет большого пятна контакта.
Плюсы:
- стабильность при езде по снегу или льду.
Минусы:
- все остальное.
Существуют еще покрышки с вывернутым наизнанку протектором, по характеристикам близки к полусликам.
Выбор ширины велосипедной покрышки:
Ширина покрышки измеряется в дюймах и обозначается сбоку на покрышке, рядом со значением диаметра. Указанная ширина обозначает, какое значение будет после накачки до рекомендуемого давления. Оно пишется тут же, обычно обозначается в PSI (1 psi примерно равен 0,07 атм.). Как померять ширину покрышки? Если мы имеем дело со сликом – тут все ясно, а вот в случае с шипованными покрышками, не очень понятно, учитывается ширина покрышки с боковыми зацепами, или ширина корда.
Обычно миллиметровая точность при выборе покрышки не имеет значения. Но если она нужна, возьмите с собой в магазин штангенциркуль.
Чтобы понять, где-какая нужна ширина покрышки, представьте велосипед в движении в повороте на сыпучем грунте. Какое колесо первым пойдет юзом? – Верно, заднее, так как оно не сильно загружено в повороте, при этом достаточно легко не упасть с велосипеда.
Напротив, переднее колесо несет основную нагрузку в поворотах, и если его сносит, это говорит о недостаточном сцеплении. В этом случае – 90-95% вероятности проверить землю на твердость, упав с велосипеда. Чтобы увеличить сцепление переднего колеса, проще всего поставить более широкую покрышку – это увеличит пятно контакта с поверхностью.
В случае если речь идет о езде по песку или грязи, то важен фактор крутящего момента и эффективного привода, поэтому широкая покрышка сзади будет нужна. В других условиях широкая покрышка обладает худшим накатом, поэтому не стоит ставить её на заднее колесо – оно больше загружено на прямых участках, и это сильно сказывается на накате.
Корд покрышки:
Жесткость (мягкость) корда. Этот параметр отвечает за способность покрышки сминаться под нагрузкой.
Велопокрышка с мягким кордом при встрече с препятствием обнимет его, при этом обеспечит отличное сцепление и не сбросит скорость, а жесткая покрышка передаст усилие на вилку и погасит скорость. Оптимальный выбор зависит от условий эксплуатации. Резина с мягким кордом меньше защищает камеру от «змеиного укуса». Параметр жесткости пишется практически всеми производителями на боковой части покрышки, измеряется в количестве нитей/дюйм (TPI – Threads Per Inch). 30-60 TPI – мягкие, 90-150 TPI – твердые.
Тип корда – обычно или металлический, или кевларовый – сильно влияет на вес. По поводу прочности – все зависит от того или иного качества и производителя.
Материал изготовления покрышки.
Широко распространены два материала – это резина и компаунд.
Резину делают из сока каучуковых деревьев – это дорогостоящий процесс, поэтому часто применяют синтетические материалы, что снижает стоимость и качество в разы.
Компаунды – композитные материалы на основе полимеров и мономеров. Производство обходится дешевле в сравнении с резиной, а сопротивление качению превосходит резину из синтетического каучука.
Чтобы отличить резину от компаунда достаточно с нажимом провести пальцем по покрышке: резина будет тянуться за пальцем, в то время как покрышка из компаунда практически не потянется.
Проверка качества резиновой покрышки.
Шаг 1. Точно так же, проведите по покрышке пальцем – если остается темный след на пальце – значит, в резине слишком много примесей и долго она не проживет.
Шаг 2. Потяните за 2-3 усика, если они не вытягиваются хотя-бы в два раза и отрываются – значит, эта покрышка очень быстро износится. Усики выбирайте с разных сторон, качество резины обычно неравномерно.
Шаг 3. Пройдитесь внимательно взглядом по покрышке. Ищите дефекты, кривизну, наплывы, гармошки и подобное. Скорее всего, продавцы начнут говорить, что это исправится после накачки колеса. Мы все понимаем, что времена СССР прошли, и продавцы работают не от оклада, а от %, поэтому не реагируйте на откровенное вранье. Как при накачке колеса исправить плохое качество шва, например?
Проверка качества покрышки из компаунда.
Точно так же, оторвите несколько усиков, они должны минимум растянуться в 2-3 раза. На покрышках из компаунда часто нет усиков, поэтому просто тщательно осмотрите её. В общем-то, всякая покрышка из компаунда лучше любой резиновой покрышки.
Мягкость состава резины (или компаунда):
В основном при изготовлении покрышки используется только один тип резины. Выбор типа состава резины имеет значение для профессионалов. Например, мягкая резина (не путайте с мягкостью/жесткостью корда) дает наилучшее сцепление, особенно на мокрых поверхностях, но быстрее стирается, жесткая наоборот — обладает максимальным накатом, из-за того что не «липнет» к поверхности. Велогонщики часто пользуются двойным составом: контактная поверхность сделана из мягкого состава, а внутренняя часть из жесткого. Благодаря этому улучшаются характеристики и, как следствие, стоимость.
Параметр мягкости обычно не пишется, но потянув за несколько усиков на разных покрышках, вы поймете, какая мягче, какая тверже.
Строение велосипедной покрышки:
Велосипедная покрышка состоит из:
- Борт шины – это стальное или кевларовое кольцо, которое держится на ободе за счет давления воздуха.
- Тканевая основа, которая натягивается между бортами – «скелет» покрышки.
- Поверхностный слой – резина или компаунд. В общем-то это «мышцы», одетые на «скелет».
Существуют еще бескамерные покрышки. Они больше популярны у гонщиков, нежели у туристов. Если из-за небольшого веса нужно слабее накачать покрышку – примерно 20-25 PSI, то на бескамерке это не приведет к появлению «змеиных укусов». Но камеру все-таки желательно возить с собой, так как ремонт бескамерных покрышек сложнее и занимает больше времени. Некоторые производители в случае прокола рекомендуют пользоваться герметиками.
Для бескамерных покрышек нужны специальные обода, хотя можно адаптировать обычные с помощью специальных систем. Цены на бескамерные покрышки значительно выше. Примерно от 400-450 грн. ($50+)
Как выбрать велосипедную камеру.
При покупке камеры учитывайте размеры покрышки. Для оптимального наката и минимального риска пробоя это очень важно. Если камера немного меньше покрышки – этот не очень страшно, т.к. они растягиваются. Конечно – идеальное сочетание размеров лучше всего. Помните о верном выборе ниппеля:
Ниппель Presta – этот вид ниппеля чаще используется на дорогих велосипедах, особенно на шоссейных. Никогда не ставьте камеры с ниппелем Presta в обод, предназначенный для камер с ниппелем Schrader, камера начнет смещаться, что приведет к пробою в области соска.
Ниппель Schrader – стандартный ниппель для велосипедов среднего и эконом — класса. Этот ниппель вы не вставите в обод с отверстием под Presta, так как Schrader шире.
Я буду рад, если эта информация поможет вам в выборе оптимальных покрышек. Замечу, что очень неплохо иметь несколько комплектов покрышек. Катание в разных условиях приносит абсолютно разные эмоции: асфальт и движение в городе, грунт и езда по лесным тропам, катание по снегу, по льду, под дождем, по грязи и так далее…
Лучше быть готовым к любым условиям!
Источник: База велознаний