Карпатськими хребтами на двуколісних роверах 2014.
Ворохта - Топольче - Богдан - Рахов - Драгобрат - Усть Чорна - Колочава - Межгорье - Воловец.
02.08.2014 - 10.08.2014.
После этих строк, наверное у каждого начинающего велотуриста, появляется жуткое желание прокатить по гуцульским тропам, а после опубликования на сайте проекта «Карпаты 2014» моё желание попасть в Карпаты возросло в геометрической прогрессии. При каждой возможности загадать желание, я загадывал только одно
— попасть в этот карпатский тур.
И вот мечта осуществилась. «Карпаты 2014» остались в пошлом. Отчёты участников написаны и прочтены с удовольствием. Я же, как нелюбитель писать отчёты, дождавшись настоящей зимы, решил написать что-то вроде мемуаров о летних приключениях в Карпатах.
«Полный ХРЕБЕТ…»
— так называется этот тур. Тогда (перед туром) я не придал этому никакого значения, но после пройденного маршрута стало ясно
— какой глубокий смысл заложен в названии.
И вот, этот волнительный день наступил. Вечером я сел на поезд в Днепродзержинске и рано утром был уже в Киеве.
На вокзале выпил кофе и покатил кататься по городу. В планах было попасть на Труханов остров, где проходили соревнования по гребле.
Днепродзержинские гребцы тоже участвовали в гонках, так что мне было за кого болеть.
В кафешке на берегу Матвеевского залива немного подкрепился
Искупался в реке, понаблюдал за показательной тренировкой водных спасателей
За несколько часов до отправления поезда я встретился с Юркой, с которым мы ещё немного покатались по Киеву.
И вот, встреча группы на вокзале. Знакомые лица, обнимашки, целовашки - как же это приятно. Были и новые знакомства: Дима и Эд -для них, как и для меня, это был первый велопоход в Карпаты.
Настроение у всех чудеснейшее и поезд уже везёт нас навстречу новым приключениям!
Утро. Ивано-Франковск встретил нас лёгкой прохладой. Здесь наш отряд пополнился велосемьёй из Одессы. Итого нас аж 13 человек!
Не расчехляя байки грузимся в два бусика, заранее заказанные Антоном, и в путь.
Проезжая вдоль реки Прут на меня нахлынули приятные воспоминания. Яремче, Ворохта - для меня это не просто населённые пункты. Дело в том, что я был здесь на экскурсии 13 лет назад! Как же мне хотелось снова взобраться на тот искусственный лыжный трамплин и увидеть оттуда вершину Говерлы. Но я чётко знал, что я не только ещё её увижу, но и покорю! Эх, как же я ошибался.
В центре Ворохты десантировались. Так как мы планируем передвижение исключительно гуцульскими тропами, то и подкрепиться решили настоящим гуцульским блюдом под названием БАНОШ. Не знаю как у остальных, а я после съеденного почувствовал зверский прилив сил.
Ну ка дайте мне торчок !
И понеслась! Отряд опрышков-велороутовцев, под предводительством Олекси Довбуша -он же Антон Кандакчян вышла на маршрут.
Но где же торчки и обещанные трудности? Не спешите, всё будет. Точный расчет сил и маршрута ещё никогда не подводил наших оргов (наверное).
Первый день хоть и был самым коротким и лёгким, но оставил не меньше впечатлений, чем все остальные дни.
Глаза разбегались от увиденного. Хотелось всё фоткать и фоткать, но подсознание подсказывало, что будет ещё интересней и круче.
Рафтинг. Завораживающее зрелище, а ощущения наверное ещё острее. Нужно обязательно попробовать.
Байкинг и рафтинг в одном фото!
Так вскоре мы докатили до места ночлега. Знакомьтесь: "Відпочинкова садиба Пісня Черемоша"
Самое сытное места отдыха. Хозяйка кормит очень вкусно, а главное много. Никогда не забуду эту усадьбу. Очень всем понравилось.
Карпатский чай можно пить бесконечно (это как пиво для некоторых).
А вареники с сыром это как манты у Али из Многречья.
После королевского ужина немного прогулялись вдоль Черемоша. День удался, однозначно. Ещё хорошо запомнилось посещение музея Ивана Франка, купание в очень бурной реке Черемош и песни под баян перед сном. Это был единственный день, который не соответствовал названию нашего тура.
День второй. Хребтовая адаптация.
В этот день ничто не предвещало опасность. По сценарию мы разделились на две группы.
1. Тоха, Юрка и Я(Влад).
2. Шеф, Наташа, Влад, Дима, Эд, Вадим, Серёга и одесситы Сергей отец, Сергей сын и Ксения.
Маршрут нашей группы предстоял самый сложный: весь Черногорский хребет, около 2400 м набора высоты. К нему я долго готовился дома - тренировал выносливость в кросс-кантри и технику взятия торчков. Как потом оказалось, ещё нужно было овладеть дисциплинами ТРИАЛ и ДАУНХИЛЛ (это пришлось осваивать на ходу).
Начало маршрута проходило вдоль р.Чорный Черемош. В Карпатах я заметил, что все реки, а особенно горные, обладают магической силой. Хочется бесконечно катить вдоль реки никуда не сворачивая, до самого истока.
По пути за нами пристал симпатичный пёсик.
После приграничного поста Шибене наш отряд разделился на группы, причём разделение произошло как-то не по сценарию. Дима на позитиве незаметно покатил в сторону нашего жестокого маршрута. На крики вернуться он не реагировал, так как слушал в наушниках приятную музыку. Эх Дима Дима, смартфон не для музыки, а для GPS навигации должен быть.
Догнали. Предложили Диме вернуться к его группе, после чего я услышал приблизительно такой диалог:
-А что, действительно будет очень сложно? -спросил Дима,
-Та нормально, не очень, ты справишься, -ответил Тоха.
И вот нас уже четверо.
Меня начали терзать некие сомнения. А зачем же я так усиленно тренировался дома, если не так уж и сложен маршрут?
Вскоре я понял, что недотренировался. Градиент уклонов был очень серьёзен.
На одном из таких уклонов мой туфля не выдержал. Лопнула подошва. Пластыря и скотча хватало не на долго. В голове крутилось: "До свидания полный ХРЕБЕТ, здравствуй полный АСФАЛЬТ"
Виды и пейзажи с каждым набранным метром становились всё красивее и красивее.
Озеро Маричейка -единственное озеро за весь тур, к которому мы подъехали вплотную. Все остальные озёра мы видели с высот птичьего полёта - с горных хребтов. Очень хотелось окунуться в кристально чистую воду.
Усталость постепенно накапливалась, но бодрость духа оставалась на нужном уровне.
Для покоривших вершину горы Піп Іван несомненным бонусом, кроме головокружительных пейзажей, является старая заброшенная румынская обсерватория "Белый слон"
Восстановив силы поехали дальше. Очень коварный каменный спуск не давал расслабиться ни на миг.
По хребту больше шли, чем ехали. Морально это конечно тяжело. Одно дело когда ты катишь вел вверх потому что тяжело ехать, и совсем другое когда ехать мешают камни и растительность. Вывод: Необходимо повышать мастерство вождения в сложных условиях.
Озеро Несамовите - очень популярно среди туристов. Я даже монетку попытался добросить в него, чтоб ещё раз побывать здесь.
Вынослвость собачки паражает нас. А наша выносливость поражает её.
Вечерело. Финишный спуск был очень скоростным и экстремальным. Адреналина хватило всем сполна.
На подъезде в Богдан догнали вторую группу.
Итог дня: для меня этот день был не самым тяжёлым и очень познавательным. Видимо оттого, что усталость ещё не успела накопиться в организме.
День третий. Полный матрас.
На этот день у меня были свои планы, но им не суждено было сбыться.
Погранцы отняли у нас много времени, очень долго оформляя разрешение на завтра для нахождение в приграничной зоне.
В Богдане у нас было две ночёвки, поэтому сегодняшний маршрут был радиальным.
Юрка настолько вырывался вперёд, что даже поспать успевал
Дорожка по траверсу горы оказалась очень красивой
Пейзажи необычны и разнообразны. Море черники. Смакота...
От этого домика к вершине Говерлы оставалось всего 3 км, но если бы мы поднялись на вершину, то оставшуюся часть маршрута пришлось бы ехать в темноте. Очень не люблю катать в темноте. Оставили Говерлу на следующий год. Очень и очень жаль.
Так выглядит приспособление для сбора питьевой воды в лесу
На спуске в Богдан увидели пустой дом. Я не раз слышал рассказы про такие. Дом для туристов. Здесь всегда можно переночевать и согреться. Обследовали его полностью. Вывод - жить можно.
В тот день наша группа сильно растянулась по маршруту. Одесситы остались далеко позади, а Тоха, Юрка и Эд спустившись, успели даже пообедать.
Тут мы встретили нашего вчерашнего попутчика, чему я был несказанно рад.
День четвёртый. То ли ещё будет.
Нам предстояло пройти Мармарошский хребет и финишировать в Рахове. Как всегда маршрут начинался с подъёма на хребет (ну, не совсем хребет, а так маленький хребетик). Поднимались со скоростью около 4-5 км/ч. Для себя я давно заметил, что ехать с такой скоростью вверх тяжелее чем идти пешком с той же скоростью. Поэтому я не ехал, а шёл.
По этому хребетику проходит отличная дорога, но из-за большого количества непроходимой грязи приходилось искать обходные пути,
на которых растут вот такие красавцы.
Пока обходили грязь группа опять начала растягиваться в пространстве.
Еду я значит совсем один. Где-то впереди как всегда Юрка с Тохой. Вот нечто, похожее на развилку. Смотрю в навигатор, определяю нужное направление. Еду дальше метров 20. Дорога узкая, и я вижу, что следов от покрышек лидеров на ней НЕТ.
Жду группу. Подъехал Влад. Сверили показания GPS. Неужели Тоха свернул не туда?
Поехали. Влад спокоен, так как он не уверен, что лидеры впереди. А я волнуюсь.
На очередном перекрёстке ждем остальных. Каково же было моё удивление когда я увидел Тоху и всех остальных. Вывод: орга нельзя терять из виду ни на секунду (но с первого раза я это правило не запомнил).
С неба пошёл лёгкий дождик. Все нарядились в разноцветные дождевики и я сделал фото. Это был единственный мокрый день.
Вот так выглядит наша граница с Румынией. На некоторых участках и этого нет. Если бы не пограничные столбики, то я бы и не понял, что тут проходит граница.
Подъехали к подножию горы Піп Іван мармароський. Далее трек уводил нас на дорогу по траверсу. К сожалению ни дороги, ни тропы мы не обнаружили.
Не беда, есть пешеходная тропа через вершину. Это остаётся единственным вариантом нашего маршрута и это беда.
Я особо не расстроился (т.к. был готов ко всему, ведь я закалён Крымским походом с Velorout), а даже как-то обрадовался. Это будет вместо Говерлы, -решил я.
Начали подниматься. Ещё минут 10 трое ребят не могли решиться на этот шаг, и стояли на одном месте.
Невероятную выносливость и спокойствие при подъёме на горочку показал Эд. И я подумал, что нужно было брать его с собой на Черногорский.
Эта травка словно просила пройтись по ней ножками.
Этот немыслимый подъём по настоящему сплотил наш коллектив. Те, кто первыми поднялись помогали отстающим тащить байки.
С вершин хребта открывались потрясающие панорамы! Мне всё время казалось, что где-то с южной стороны должно быть море, но там были только румынские горы.
Обед выше облаков - это роскошь, не каждый может себе такое позволить.
Дальше был очень коварный спуск с горы. Камни, камни, камни... Тогда я подумал: " Как хорошо, что я не взял собой свою семью. И как плохо, что у меня не двухподвес с 29ми колёсами". Эти мысли ещё не раз возвращались ко мне в Карпатах.
Этот день был наверное самым тяжёлым за весь поход. Зато приехали в Рахов с чистыми колёсами, благодаря большому количеству горных ручьёв.
День пятый. Опришківський шашлик.
Утро в Рахове началось с поиска подходящего кафе для завтрака и нового подседела для байка Эда. Штырь был сломан в самый подходящий момент.
Подходящий потому, что ни в какой другой точке нашего маршрута мы бы не купили эту запчасть.
Как оказалось веломагазин в городе открылся совсем недавно - велодвижение набирает обороты. Подходящего штыря в магазине не было, но Эд виртуозно уговорил продавца снять подседел с нового байка.
По причине сильной усталости вчера, сегодня решено устроить день отдыха. Отдых был нужен как воздух. Без него никто не представлял себе дальнейшее путешествие. А хороший отдых - это АКТИВНЫЙ отдых. Отдыхать активно вызвались 4 человека: Я, Шеф, Эд и Дима.
В Рахове очень много настоящих велоотелей. Это потому, что каждый год здесь проводят горный веломарафон под названием "Стежками опришків".
Марафон должен был пройти через две недели. И нам стало интересно прокатить круг лайтовой трассы, почувствовать так сказать опрышковский дух.
Покрытие участков на любой вкус. Есть и брусчатка, и грязючка, и травка, и даже накатистая грунтовка.
Очень хотелось прокатиться на подъёмнике, который оказался нерабочим.
Рахов с высоты велополёта.
А по приезду, благодаря нашим поварам -Антону, Наташе, Юрке, нас ждал вкуснейший шашлык.
Ради таких моментов я готов на всё, даже на Піп Іван на ровері.
День шестой. Милость Всевышнего.
Этот день был наглядным примером того, как может помочь в трудную минуту молитва смайлов на нашем форуме.
Итак, делим отряд на две группы и наша отправляется в грозовое пекло. Хотя с утра светило солнышко.
Тоха, Димас, Юрка и Я.
Не подозревая о плохом собираем цветочки для Наташи. У неё завтра День рождения.
Черничные плантации - самые большие, увиденные нами.
Ехали мы дружно, не отрываясь и не отставая друг от друга, наслаждаясь всеми прелестями могучих хребтов.
Внезапно началась гроза. Сначала с одной стороны, потом правее, и наконец окружила нас со всех сторон!
В это невозможно поверить, но на нас упало всего несколько десятков капель, и всё. Вот как работают смайлики на форуме. Другого обьяснения я не вижу.
Конечно потом пришлось немного помесить грязь, но не критично. Поля невысокой черники оказались неплохой альтернативой раскисшей дороге.
Короче повторюсь -найнеры катят, особенно по черничным полям.
Лыжный курорт Драгобрат, место назначения. Запомнился мне огромными строящимися коттеджами и гигантскими подъёмниками. Очень много красивых деревянных домов. Вот только с магазинами здесь проблема летом. Не сезон, они не работают.
Хорошо бы попасть сюда зимой.
День седьмой. Только вперёд.
Прошедший накануне дождь заставил поволноваться нашего шефа Сашу. Альтернативных путей обьезда по асфальту не было.
Вся надежда только на хорошую погоду.
С погодой нам повезло. Видимо таким жестом Всевышний решил поздравить наших именинников Нателу и Юру.
Дорога быстро просохла. Сегодня мы покоряем Свидовецкий хребет и хребет Шасса. Ночь в Усть-Чорной.
Маршрут не очень сложный. Каждый ехал в своём комфортном темпе. По пути встречали и обгоняли очень много туристов. Все здороваются и это приятно.
Озеро Догяска
По хребту много небольших горок, которые можно объехать по траверсу. Одну из них я решил не объезжать, а попёрся через неё. В результате был подвергнут нападению злющих собак, пасших овец на вершине. Чтоб задобрить псов пришлось поделиться с ними хлебом. Помогло.
Докатывали маршрут вдвоём с Димкой, устраивая фотосессии по дороге.
Хочу обратить внимание на то, что если вы отстали или опередили орга, то важным аспектом является наличие заряженного телефона и мобильной связи.
Так как трек был проложен только к центру посёлка, а не к усадьбе, то найти место мы смогли лишь созвонившись с ребятами. А то бы пришлось ждать одесситов и Нату с Сашей.
Садиба "У Андрія" была в полном расположении нашего отряда.
По совету хозяина искупались в местном водопадике реки Чорний струмок.
Праздничный ужин был заказан в ресторане. Посидели на славу. Душевно и весело.
Десерт в виде торта ели в столовой нашего коттеджа, под успокаивающий треск горящего камина.
Каждый день как в раю - вот это отдых!
День восьмой. Водные процедуры
Выспались очень хорошо. В путь.
Едем вдоль реки Мокрянка и рассматриваем архитектуру "мокрых" поселений.
По словам Шефа, который раньше здесь был, посёлки сильно преобразились в лучшую сторону. Гуцулы строятся. А пару лет назад тут был полный застой.
В посёлке Немецкая Мокрая (он же Комсомольск) свернули на перевал Прислоп.
Помните я говорил, что день похода через Мармаросы был единственным мокрым днём? Так вот, это неправда.
Сегодня был самый настоящий мокрый маршрут. Только вода атаковала не с неба, а с земли.
Дорога превратилась в полноводный горный ручей. Поначалу мы пытались как-то пройти, не замочив обувь, но потом поняли, что это невозможно.
Кстати на Гугл картах эта дорога обозначена как Т0728, а на Wikimapia подписано Осторожно плохая дорога. Выводы делайте сами.
Мне вспомнилось детство, как мы весной запускали кораблики по ручьям и бродили в резиновых сапогах по воде.
И сейчас мы резвились как дети - местами ехали по воде, местами шли. Это было прикольно. Водичка прозрачная и прохладная. Море эмоций и улыбок.
Этот маршрут удачно разбавил наши хребтовые приключения.
На перевале устроили большой привал. Просушили обувку и двинули на спуск в Колочаву.
Село Колочава славится своими музеями. Его так и называют -село десяти музеев. Если Вы хотите с головой окунуться в гуцульскую атмосферу, то Вам сюда.
Временем для прогулок по селу мы не располагали, ограничились обедом в корчме.
Корчма в Колочаве "Cetnicka stanice" (Четницка станице, Жандармская управа) открыта в здании 1927 года постройки, в котором во времена чешской власти действительно размещалось жандармское управление. Интерьер представляет собой полноценную музейную экспозицию с коллекцией предметов быта. На стенах размещены старые фотографии, карта Закарпатья, коллажи
Мне очень тут понравилось, в том числе и сам обед.
Привод подъёма шторы камина
Кампот в оригинальных чашках
После обеда отряд Велороут разделился на две группы. Кто-то поехал в Межгорье по асфальту вдоль рек Теребля, Толчка и Воловец. Остальные решили разведать ещё несколько Опрышковских троп и попёрли через хребет.
К отелю в Межгорье прибыли практически одновременно.
Сегодня последняя ночёвка в Карпатах. На тот момент я уже успел соскучиться за родными.
За ужином подводили итоги нашего похода. К тому времени уже было что вспомнить.
Когда закончили трапезу и фотосессию, отправились гулять по городу и пополнять запасы провизии на следующий день.
Колбаска в магазине отменная. У нас я такую не встречал.
Немного грустно было осознавать, что завтра заключительный день похода, но домой уже хотелось.
Все немного устали, и каждый сам выбирал себе маршрут не завтра: лайт либо хард, асфальт или хребет.
Асфальтом собрались ехать одесситы, Влад-антишок, Наташа и Вадим. Остальные поедут в Воловец по хребту.
День девятый. Полный хребет.
Сплю. Слышу Сашин голос: -Влад, ты с нами?
-Да, отвечаю я и сплю дальше.
За окном ещё темно и просыпаться было тяжело, но я одолел этот сон. Умывшись и перекусив отправляемся в горы.
Когда набрали определённую высоту, увидели потрясающую картину. Будто море раскинулись туманные облака, по которым скользили утренние лучи солнца.
Вышли на хребет Боржава
Первая часть пути проходила через лес
По лесу катилось приятно и интересно. Встречали всякую мелкую живность, а Юрка умудрился повстречаться с дикими кабанами. Фото он не делал, почему не знаю.
Дальше сложнее. Спуск - подъем, спуск - подъём, иногда траверс.
На Боржаве очень много брусники
Горные пейзажи уже примелькались. Глаза смотрели только под колёса.
Группа мотоциклистов остановилась возле нас и искренне восхищалась нашим мужеством, узнав о нашем маршруте.
В кокой-то момент мы начали сомневаться в необходимости продолжения передвижения по хребту и стали подумывать о возможности спуска к асфальту.
Но времени хватало, на поезд мы успевали. Решили продолжить маршрут по треку.
Вот мы уже стоим перед спуском в Воловец.
Первая часть спуска очень крутая и каменистая - идём пешком.
Дальше очень скоростная пологая грунтовка. Здесь все кайфонули от души.
Удовольствие от спуска подпортила разбитая лесовозами дорога с огромными грязевыми участками.
По феншую перед посадкой в поезд необходимо было принять душ. Услуги бани нам предоставили в одном из мини отелей в Воловце.
Вторая группа Велороут уже давно ожидала нас в Воловце. Они выбрали кафе, в котором и прошёл наш совместный ужин.
В заключение выражаю огромную благодарность всем участникам тура, и особенно организаторам.
Лично мне Полный ХРЕБЕТ подарил много приятных моментов и ярких впечатлений.
С удовольствием приму участие в следующих Карпатских приключениях в том же составе.
День десятый. Столичное соло.
Высадившись в Киеве утром. Все разъехались по домам. Мой поезд домой отправлялся вечером.
Саша пригласил меня в гости. Угостил домашним вином, привезенным недавно из Грузии. Было очень приятно.
Помыли велы портативной мойкой, знакомой мне из видео. Бака воды хватает в аккурат на два байка. Классный аппарат, особенно для веловылазок на авто.
Затем посидели в МакДональдзе и я поехал катать по Киеву.
Через Московский мост пересёк Днепр и повернул на Труханов.
Бигборд с рекламой заставил опять задуматься. Какой же байк взять, когда мой развалится? 29 или 27.5 ?
Посетил достопримечательности и на вокзал.
Вот и всё. Теперь я точно могу сказать, что
ВСЁ БЫЛО ВЕЛОРОУТ!
Караим
Статьи по теме...
Карта тура здесь...