Увеличение громкости задней втулки DT Swiss.
К чему может привести чрезмерная любовь к велосипеду? - к фетишизму..... причем фетишизм может быть выражен в различных видах: весоманьячество (как у меня), фен-шуйный обвес вела, редкие и уникальные компоненты, максимум карбона, максимум титана.... да все что угодно....
Но к чему может привести крайняя форма фетишизма? А я отвечу, ведь теперь я знаю - к легкой форме шизофрении
Итак, рассмотрим этот диагноз на моем примере: как увеличить громкость задней втулки велосипеда?
Анамнез моей болезни следующий: после приобретения фетишисткой втулки DT SWISS 240s которая отличалась от моей ранее отлично работавшей DT SWISS 340 лишь весом (весоманьяки меня поймут - разница в весе 150 грамм!) я немного опечалился: ведь у новехонькой втулки был крайне неслышный звук работы трещеток :( - вот оно.... начало шизы :)
Попробую оправдаться - громкий звук втулки очень хорошо помогает при езде в городе (а ведья езжу на веле каждый будний день) - и трещетка своим треском распугивает пешеходных лосей с велодорожек еще за 100 метров как я к ним подъеду...
Вообщем фича для меня полезная.
Вообщем, погрустив немного, я вспомнил что являюсь обладателем ДВУХ дипломов о благополучном завершении высших образований по специальности ИНЖЕНЕР :) (разные ВУЗы, разные специализации)
Закатываем рукава и попытаемся разобраться в чем же суть вопроса трещетки...
Сразу оговорюсь этот метод конечно не годиться для 90% велосипедистов у которых стоит либо Шимановские либо формуловские либо какие либо другие втулки с "собачками".
Огромным преимуществом втулок DT SWISS в этом случае является отсутствие как таковых собачек и наличие своего собственного функционала трещеток - Star Ratchet (по правильному этот элемент называется храповик, но дальше я буду пользоваться обывательскими терминами :))
Вторым важнейшим плюсом втулок DT SWISS является тот факт, что из разборка-сборка проходит без каких либо инструментов - ГОЛЫМИ РУКАМИ!!!
Начнем разбор:
Приведу заводской чертеж разборной втулки:
На этом рисунке мы видим, что в задней втулке 4 высококачественных подшипника - 2 корпусе, 2 в барабане (каждый подшипник родом из Японии.
Но они нам в этот раз нужны не будут, мы их не трогаем.
Скажу что судя по констурктиву достать их поменять на другие аналогичные по типоразмеру труда не составляет (тем более что типоразмер - один из наиболее ходовых на рынке - d15/28х7)
При первом своем разборе втулки я воспользовался плоскогубцами, для дальнейших сборок-разборок все делалось голыми руками.
Шаг первый - снимаем с колеса кассету и берем плоскогубцами со стороны барабана за металлический обод заглушки:
Шаг второй - с небольшой силой тянем на себя плоскогубцы, придерживая колесо со втулкой в спокойном состоянии, при этом у нас с глухим хлопком отходит защитный колпачок втулки и сам барабан:
Шаг третий - вытаскиваем кишки втулки:
Итак, что мы видим? у нас в руках есть трещетка Star Ratchet представляющая собой два металлических диска с зубьями как по ободу диска так и по его плоскости.
Так вот, звук, издаваемый втулкой - это звук ударов друг о друга этих дисков зубьями лежащими на плоскости обода трещетки:
Что бы более наглядней объяснить этот принцип добавлю небольшое видео:
Принцип по которому работает эта трещетка невероятно прост: два диска с зубьями приталкивают друг к другу две небольшие пружины, а из-за того что зубья на дисках нарезаны под углом, получается при вращении - отталкивающая сила, сжимающая эти пружины.
Вот эти пружины:
А вот теперь самое интересное! завод поставляет втулку с двумя абсолютно одинаковыми пружинами, но на этом фото ниже можно видеть что пружины разные по высоте. Это я уже с ними поигрался.
Как оказалось громкость втулки зависит от силы пружины.... Тоесть для того что бы увеличить громкость звука следует лишь немного растянуть обе пружины :) В зависимости от растяжки (тоесть в зависимости от потенциальной энергии сжатой пружины) будет зависеть громкость звука трещетки. Конечно, наличие масла (а оно кстате было минимальным) на трещетке тоже влияет на звук, но практически незаметно.
Так что растягиванием или сжатием пружин мы можем подобрать нужный нам звук втулки!
Вообще храповик втулки DT SWISS - это уникальный и что ни есть самый простой и надежный механизм Star Ratchet. В данной вулке он имеет 18 зацепов, то есть 20 градусов свободный ход. Впрочем DT комплектно поставляют 18 зубьевый храповик во все свои втулки от самой низшей модели до самой старшей.
Для окончательно неизлечимо больных фетишизмом велосипедистов DT продает продвинутый храповик - с 36 зубьями, имеющий свободный ход в 10 градусов:
Однако, по нескольким отзывам в сети стало ясно что этот 36 зубьевый храповик выполнен в каком-то облегченном сплаве и быстро стирается...
Вернемся к нашему пациенту:
После того как пружину немного мы разжали, следует собрать втулку обратно тем же принципом что и разбирали.
Только перед сборкой, точнее при посадке колесиков трещетки следует убедиться что они полностью утонули в своих пазах.
Ошибка может возникнуть из-за того, что при разжатии пружины у нее может сместиться визуальная ось:
Вот так выглядит нормальная пружина - ка видно при складывании ее витки не пересекаются друг с другом, образуя в итоге плоскость, позволяющую трещетке полностью утонуть в своих пазах.
Утонувшая в пазах трещетка (естественно, при фоттографировании я отверткой сог утопить лишь часть пазов - их видно в непосредственной близи к прикладываемому отверткой усилию)
ВСЕ!
Собираем и наслаждаемся получившимся звуком.
Да, еще один немаловажный плюс втулок DT SWISS - это доступность любых ремкоплектов: Star ratchet, подшипники, барабан, ось все можно купить отдельно.
Еще одной прелестью втулок ДТ является универсальность - каждая втулка легко меняется под любой стандарт заменой наконечников или осей, то есть втулка под эксцентрик легко делается под 10 мм ось и 12 мм вставную ось, так-же она может быть как 135 так и 142 мм шириной. Передние втулки аналогично.
Эта втулка как швейцарские часы - все четко и ничего лишнего (ДТ швейцарская фирма кто не знает). Проверено кстате на собственном опыте: втулка DT SWISS 340 прошла у меня более чем 10 000 км а работа ее до сих пор остается удивительной: при разборе этой втулки я даже не нашел что смазывать и чистить :) все было в порядке с кишками
Вот такая вот вышла ненавязчивая реклама.... пойду заберу свой гонорар у DT
Пинчук Алексей