Вероніка Солов'ян:
"Опыт из Финляндии"
"Опыт из Финляндии"
Редко, приближаясь к 30 годам, открываешь для себя что-то такое новое и захватывающее, что тебя порой разрывает от восторга твоего нового открытия. Редко, но случается. Причем порой даже так, что удивительное-то было совсем рядом, а ты его не замечал!
Именно таким «открытием» стал для меня велосипед. То, что движение и спорт – залог всей жизнедеятельности, для меня было не ново. Я регулярно посещала зал, бегала, плавала и прочее. На велике тоже ездила постольку-поскольку, но как-то этот вид спорта у меня со спортом как таковым не сочетался, только с передвижением из точки А в точку Б. Так уж повелось, я живу в Финляндии, и пока жила в маленьком городке, везде перемешалась на велосипеде, а переехав в столицу, перемещаться стало далеко и велосипед как-то подзабылся, за исключением поездок в магазин за продуктами (мы с мужем – эко-люди и там, где можно двигаться с помощью своей собственной энергии, стараемся это делать).
Мне повезло работать в коллективе молодых и спортивных людей. Несколько человек ездят на работу на велосипеде, и несколько лет подряд я им тихо завидовала, ибо у них расстояние от дома до работы – около 10 км, можно спокойно ездить, одновременно занимаясь спортом и экономя время (спорт не после работы, а по пути туда и оттуда!). А у меня расстояние – 20 км. Много. Завидовала я так, пока мы с теми же коллегами не пробежали полумарафон (21 км). После пробега, сидя в ресторане, разговор зашел о велосипедных поездках на работу, ну и я открылась им о своей тайной «зависти», обожаю, мол, место, где живу, вот если бы только поближе к работе, чтоб на велосипеде можно было ездить! На признание мое поступило предложение просто попробовать один раз – ведь в конце концов, я только что это расстояние пробежала! Однако, мысль, которая мне в голову почему-то не приходила раньше: просто попробуй! И, кажется, чуть ли не на следующее утро я и выехала на своем стареньком велосипеде на работу. С тех пор немного изменилась вся моя жизнь.
Фото c первой поездки
Было солнце, утро, дорога идет мимо полей, по берегу моря, через парки… Тогда я впервые оценила эту сторону финской столицы – велодороги!!! По сути, это – широкий пешеходный тротуар, где разрешено ехать на велосипеде. В центре города, где народу побольше, тротуар расчерчен на пешеходную и велосипедную части. Финны, привыкшие к выполнению правил, в основном границу хорошо соблюдают, и даже в центре можно ехать довольно быстро. Таким образом практически везде, в итоги, можно проехать на велосипеде, безопасно для себя и других.
Очередь на светофоре в самом центре Хельсинки
Восторг от моего нового способа передвижения был таким, что сразу стало понятно: так я буду ездить на работу настолько часто, насколько это будет возможно. А возможно это оказалось 3-4 раза в неделю, итого по 40 км в день, без каких-либо проблем! Вот только быстро стало понятно, что надо менять мой старый подростковый велосипед на взрослый и более подходящий для моих нужд – езда по асфальту, долго и много, и быстро. Выбор лежал между гибридом и чем-то более приближенным к гоночному варианту. Второе мне было больше по душе, ибо значительно легче, посадка спортивная, а качество дорог позволяет ездить на тонких колесах. В магазине попался на глаза Focus Arriba, велосипед типа ”Fitness”, что является неким промежуточным вариантом между гибридом и гоночным: рама и скорости гоночные, легкий вес, но руль прямой и шины немного толще, чем у гоночного (но не такие толстые, как у гибрида). Это была любовь с первого взгляда, его собственно и взяла. Надо ли говорить, что не разочаровалась? За первые 2 месяца проехано 1000 км. Часами хорошей музыки, свежего воздуха, движения! А какие пейзажи передо мной открывались каждое утро – разве это не бесценно?
Утренняя дорога через парк
Бонусом к бодрящим и ежедневно умиляющим своей красотой поездкам на работу стал отличный восьмичасовой сон ежедневно, начинающийся за пару секунд до того, как голова коснется подушки и заканчивающийся бодростью сразу как прозвенит будильник, эффективность и энергичность на работе, отличное здоровье и масса сэкономленного времени! Дорога от дома до работы занимает у меня примерно час, от двери до двери. Дорога на транспорте – столько же, ну, если повезет, то 50 минут. На работе есть душ, и если буду менять рабочее место – то только так, чтобы там тоже был душ . И мне не надо после работы тащиться в пыльный зал, я уже в шесть вечера дома и вольна весь вечер отдыхать. Помню, каким странным казалось, что у меня вдруг появилось столько свободного времени.
Вот зимы только у нас холодные, поэтому по крайней мере пока что велосезон начинается в мае и заканчивается в октябре. Каждый день я не езжу, все-таки гармония со своим телом прежде всего. Если устала – надо отдохнуть. Спорт для меня - это в первую очередь удовольствие и во вторую – сильное, здоровое тело. Ни то, ни другое не требуют езды по 40 км ежедневно, достаточно трех –четырех раз в неделю. Огромное спасибо нужно, конечно, сказать муниципалитету Хельсинки и пригородов за отличные велодорожки. Причем это мы имеем не потому, что в Финляндии в принципе все хорошо, а потому, что на это целенаправленно выделялись средства. Так, например, в центре Хельсинки на месте старых, не использовавшихся железнодорожных путей, появилась дорожка для «легкого транспорта» (пешеходов и велосипедистов), соединяющая центр с близлежащим жилым и офисным районом Руохолахти. Дорожка стала столь популярной, что даже выиграла премию на соревновании «European Prize for Urban Public Space». Увеличение популярности велосипеда как транспортного средства – часть стратегии развития столичного региона Финляндии, и это видно на практике. Город же получает взамен более здоровое население и наверняка более счастливое, хоть это и труднее измерить .
Дорожка для «легкого транспорта» Baana, получившая премию European Prize for Urban Public Space.
Вероніка Солов'ян