Крымская ретрокругосветка
08.07.97 - 24.07.97
Красноперекопск - Бакальская коса - Джангуль - Оленёвка - Атлеш - Беляус - Мирный - Молочное - Евпатория - Новофёдоровка - Николаевка - Симферополь - пещ. Мраморная - спелеотурбаза Точка - Ангарский пер. - Долина привидений - Демерджи-яйла - вдп. Джур-джур - Караби-яйла - Белогорск - Земляничное - пер. Ворон - Судак - Алчак - Меганом - Бугаз - Прибрежное - Лисья бухта - Коктебель - Орджоникидзе - Феодосия
Дистанция 643 км, из которых 60% асфальт, 25% горные грунтовки, 14% равнинные грунтовки и 1% пляжный песок/галька вдоль берега моря. Общий набор высоты 8255 м.
Велопоход охватывает большую часть берегового периметра Крымского п-ова в движении против часовой стрелки, а также основные горные массивы, но объезжает урбанизированный ЮБК от Севастополя до Алушты. Завершение похода дневками в крымской мекке нудизма - Лисьей бухте и посещение Фирменного магазина №1 завода марочных вин и коньяков "Коктебель" позволяет напоследок нормально расслабиться. В конце описания я приведу ссылки на 78-минутный видеофильм об этом походе. Все панорамные фотографии этого отчета выполнены с высоким разрешением, поэтому для просмотра в мелких деталях кликайте на значках полноразмернного растягивания.
Сложность похода усугублялась тем, что в числе участников группы был 6-летний Пашка Шумилов, ехавший пассивным третьим на родительском тандеме, а также тем, что все ночевки предполагались в палатках в удалении от цивилизации, что влекло за собой довольно значительную массу возимого с собой в велобаюлах груза. К числу облегчающих обстоятельств можно отнести то, что все остальные участники группы - я, Вадик, Воки, две Татьяны и родители Пашки Саша и Тамара - уже имели большой опыт велопоходов, а Воки, одна из Татьян и Саша - и крутых водных походов, в которых они на своем горбу, а не в велобаюлах, таскали еще большие грузы. К тому же маршрут во многом повторял проведенный мной несколькими годами ранее велопоход 3-й категории сложности, но в противоположном (по часовой стрелке) направлении. В смысле я хорошо ориентировался как с местами для ночевок, так и с расположением источников пресной воды.
Итак, начали мы педалировать, высадившись с поезда в Красноперекопске. Первые 70 км через Ишунь - Воронцовку - Раздольное - Стерегущее проехали по равнинному асфальту со свежими силами и потому на очень хорошей скорости. В отличие от ЮБКшных, эта автодорога Т-01-07 не слишком обременена автотранспортом. Единственное, что нас тормозило - проблемы с задним колесом сильно перегруженного тандема Шумиловых, несмотря на его спецзаказовую упрочненность 72 спицами.
Первую ночевку сделали на диком пляже рядом с лечебными голубыми грязями на берегу Бакальской бухты Каркинитского залива, не доезжая пары километров до Стерегущего.
Рано утром (до того как проснулись охранники-мздоимцы на въездном шлагбауме) по пути через Стерегущий проехались на заповедную Бакальскую косу.
В те давние годы она еще была единым целым с мысом Песчаным, но из-за вывоза песка какими-то уродами впоследствии укоротилась, превратив мыс в остров.
Следующие 70 км опять проезжаем в хорошем темпе по равнинному удаленному от моря и ничем не примечательному асфальту трассы Т-01-07, объезжая для экономии времени Межводное и Черноморское с востока. А вот за Черноморским начинается наша первая цель - п-ов Тарханкут, мы выезжаем на берег моря и уже никуда не торопясь приступаем к детальному изучению ландшафта.
По очереди делаем ночевки в бухтах Ожинная и Большой Кастель (дневной путь состоит из 15 км прибрежных грунтовок, испрещенных крутыми спуско-подъемами многочисленных оврагов), между которыми останавливаемся на обеденное купание также в большой и красивой бухте Кипчак.
Отрадно, что в Кипчаке и Кастели есть колодцы с пресной водой. Но этот же факт привлекает сюда довольно много народу. Ввиду каменистости берегов, вода в море чистая (не замутненная глиной), а на подводных скалах довольно много здаравенных мидий. С удовольствием ныряем (у каждого в велобаюле ласты и маска - "патронов не жалеем"), собираем, готовим и кушаем морскую свежатину.
Через 25 км просто красивого побережья с бухтами начинается сказочно красивое Джангульское оползневое побережье.
Техногенным памятником на Джангуле служит затовнуший сухогруз “Сириус”, сведения из МЧС РФ: порт приписки Таганрог, флаг России, следовал курсом Ейск – Турция, длина 104,4 м, ширина 14,8 м, осадка 3,26 м, водоизмещение 2256 т. Каким таким ветром его из российского Ейска по пути в южную Турцию занесло далеко на сервер Тарханкута, "без поллитры не разберешься".
Природа здесь постаралась фантастически, поэтому "лучше раз увидеть, чем 100 раз услышать" - привожу несколько панорам Джангуля, растянувшегося на 6 км между бухтами Малый Кастель и Очеретай.
Здесь также много ныряем, т.к. мидии достигают просто невероятных размеров.
С Джангуля проезжаем через курортную Оленёвку на крайнюю восточную точку Крыма - Тарханкутский маяк, от которого уже по южному побережью одноименного п-ова движемся на восток к еще одному чуду природы - скалам Атлеш. Отвесность и большая высота скалистого берега здесь ближайшие от маяка 5 км не позволяют спуститься к морю (чему обязана своим названием "Затерянный мир" - площадка канатных тренировок спелеологов/альпинистов).
Да и несколько военных объектов с крутящимися радиолокаторами не способствуют остановке здесь, - крутим педали километров 6, пока не подъезжаем к мысу Малый Атлеш со сквозным гротом и здаравенной вертикальной дыркой. Будьте осторожны, дырка сверху ничем не огорожена - прилагаю ее фото сверху,
а ее вид снизу вы можете пронаблюдать изнутри большого грота в середине второй минуты минуты вот этого краткого видеообзора Атлеша.
В двухстах метрах на запад от мыса Малый Атлеш в море на 12-метровой глубине и в 100 метрах от берега есть уникальный подводный музей "Аллея вождей", там сейчас около 50 экспонатов.
А в трехстах метрах на восток - "Чаша любви", иногда называемая "Ванна молодости", - каменный бассейн размерами примерно 12 на 15 метров и глубиной метров 5...7, соединенный с морем подземным туннелем длиной метров 6...7 на глубине 2...4 метра. Имея ласты, мы без проблем пронырнули из Чаши в море и обратно. Жаль, что у моей тогдашней VHS-видеокамеры не было подводного бокса, от нырка тех времен остались только "мои ласты".
Впрочем, сегодня я могу дать даже более полный обзор достопримечательностей Атлеша со стороны моря, а также качественную подводную съемку нырка через туннель Чаши любви в 10-минутном отрывке из моего более позднего похода.
На Атлеше снимались такие известные фильмы, как "Человек-амфибия" (именно тут нырял в свою нору Ихтиандр, соответствующая стела имеется на берегу), "Пираты ХХ века" и др. Если вы прихватили ласты и маску, то не поленитесь понырять и пособирать рапанов - на Атлеше их немеряно. Я научу, если что, приготовить из них деликатес (смотрите в конце фильма про этот поход на его 70-й/71-й минуте).
Чем дальше на запад, тем ниже становятся скалистые обрывы Атлеша,
сходя в конце концов просто в скалистые пляжи.
В двух километрах на запад от Малого Атлеша в бухте "Убежище" почти на берегу есть колодец с пресной водой. Дальше грунтовка вдоль берега ведет мимо мишени для бомбометания (слева), мыса Урет и 5 здоровенных бетонных "столбов-истуканов" справа вдоль берега, служивших когда-то девиационным полигоном для точной настройки навигационных приборов кораблей. Проехав небольшое село Марьино, в паре километров от него сворачиваем на песчаный пляжик для ночевки. Недалеко в посадке набрали кучу спелых абрикосов.
От Марьино двигаемся по асфальтовому шоссе примерно 20 км через Окунёвку - Громово - Знаменское до развилки в объезд озера Донузлав или напрямки на косу Беляус, что разделяет Черное море и Донузлав. Рискуем, конечно, т.к. регулярного парома-катера через пролив-фарватер нет, но нам повезло и мы сумели-таки уболтать капитана катера, чтоб за небольшую мзду он доставил нас через полукилометровый фарватер на пристань поселка Мирный. Таким образом, мы были избавлены от необходимости делать малоинтересный объездной "крюк" длиной 70 км вокруг Донузлава. Кстати, пляжи Беляуса великолепны, но вечером в безветрие полно кусючих комаров. Их большое количество я понял в следующие проезды по Беляусу (статистика: в двух случаях из трех договориться с капитаном катера удается), когда обнаружил, что, копнув буквально в 50 метрах от моря песок на глубину от силы метр, мы получаем копанку с пресной водой. Откуда она пресная здесь берется, одному богу известно, ведь с одной стороны косы соленое Черное море, а с другой - еще более соленый Донузлав, но факт остается фактом - вода конкретно пресная. Потому и комаров куча.
Если Мирный - это п.г.т. военных моряков и в недалеком прошлом военных летчиков (всего в километре на север там остатки взлетки авиабазы противолодочной авиации), то расположенное впритык село Поповка c 2001 по 2013-й год было столицей музыкального фестиваля Республика Каzантип и благодря этому круто поднялось от умирающего до вполне респектабельного. Вот мой 4-минутный ролик о пребывании на КаZантипе-2008.
С переходом в рублевую зону в 2014-2015-х годах фестиваль прикрыли, и у Поповки ударение теперь надо делать на первом слоге, поскольку без сдачи жилья в наем богатеньким каzантипцам местные остаются в полной жопе.
Из Поповки на восток вдоль берега двигаться затруднительно, т.к. там идет цепочка песчаного бездорожья между морем и рядом соляных озер. Поэтому мы едем по шоссе Мирный - Евпатория (25 км). Правда, не доезжая километров 10 до Евпатории, сворачиваем направо к селу Молочное, в котором имеется "чудо света" в виде самого короткого в мире трамвайного маршрута от пансионата на пляж.
Дело в том, что село находится в полутора километрах от берега моря, и не все отдыхающие пансионата Береговое были в состоянии по паре раз в день делать трехкилометровые походы туда-обратно на пляж. Директорша пансионата для того, чтобы пансионат более соответствовал своему названию, сумела договориться с железнодорожниками из Коростеня (наверное, бартером для их будущего отдыха), чтобы те провели узкоколейку к морю (это 1,5 км), а из Евпатории доставили прикольный б\ушный немецкий трамвай Gotha T57/Т59. Дело было сделано, и с 1989 года Трамвай села Молочное может удивить даже Книгу рекордов Гиннесса.
Пляжик там, кстати, довольно недурственный, есть навесы, магазинчик и туалеты. Своих курортников на трамвае катают бесплатно, чужим - за денги продают билеты.
Местный мегаполис Евпатория+Саки проезжаем на максимальной скорости с краткими остановками на покушать/пописять аж до бетонированного бассейна водозабора паровой катапульты полигона взлётно-посадочных систем «Нитка» (от абр. НИТКА: Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) — учебно-тренировочного комплекса, предназначенного для отработки лётчиками палубной авиации техники взлёта
и посадки самолёта на палубу авианосца. Он расположен на берегу моря сразу за п.г.т. Новофёдоровка (бывший авиагарнизон "Саки-4") перед колоритными плавнями пресного озера Кизил-Яр.
Мы с Вадиком вместо того, чтобы тупо пхаться по трехкилометровой песчаной косе, успешно пропедалировались слева от косы по плавням Кизил-Яра, имеющим небольшую глубину до 10-15 см и довольно твердое дно (в фильме это 30-я минута).
Наш проезд через Николаевку в Симферополь для встречи на вокзале еще одного примкнувшего к нашей группе Вовы Яроша ничем не запомнился, т.к. проходил по тривиальной шоссейке. На перекрестках улиц летнего южного мегаполиса вспомнили, как пахнут выхлопные газы автомобилей, и двинулись по международной автодороге М-18 на ее участке от Симферополя до Алушты.
Но до Алушты не доехали, а километров через 10 после выезда из Симферополя в селе Доброе повернули направо по указателю "Пещера Мраморная". После относительно пологого асфальтированного подъема к Краснолесью, за дачными участками начинается конкретный упор по щебёнистой грунтовке на Чатырдаг-яйлу. Это подъем на высоты выше километра. Радует, что дорога проходит в лесу и вскоре по территории заповедника. Т.е. воздух чистый, автомобили редко, тенёчек от солнца.
Впечатления от сталактитов-сталагмитов и натёчных драпировок пещеры Мраморной рассказывать не буду. Тут лучше один раз увидеть - в фильме все подробно показано.
Дополню только, что всего в нескольких километрах от Мраморной открыта еще одна большая пещера Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая), а окрестностях - дюжина мелких (Трехглазка, Трёхэтажка, Детское счастье, Суук-Коба). Радует поэтому, что все их можно посетить за один заход, переночевав в спелеотурбазе "Точка"
всего в трех километрах от Мраморной на высоте 1031 метр. Прикольно, что бетонный забор "Точки" весьма профессионально обмалёван граффити каким-то неизвестным фанатом рок-музыки.
От пещер Чатырдага шустро даунхилим обратно довольно быстро - до трассы на Алушту в районе Заречного сбрасываем более 600 метров, не крутя педали. И тут же на Ангарский перевал "без перерыва на обед" приходится набирать почти полкилометра. За перевалом опять резво набираем скорость на спуске в Алушту, но ненадолго - сворачиваем налево в район любимой режиссером Леонидом Гайдаем Долины привидений, а останавливаемся на ночевку просто под "деревом Никулина" из к/ф "Кавказская пленница".
Утром просыпаемся от громкого голоса тётушки-экскурсовода, а высовываемся из палаток под дружный смех её экскурсантов: оказывается, мы разбили наш лагерь просто на маршруте экскурсии в Долину привидений. Присоединяемся к ним и проходим от скалы Хой-Кая ("голова Екатерины второй") до "Урочища Демерджи с каменным хаосом", которое я назвал бы (сорри, цензура) Долиной фаллосов (как еще можно назвать то, что появляется в 50:22 фильма?).
Дальше наш путь лежит в крутые горы - на Демерджи-яйлу (демерджи на крымскотатарском означает кузнец). Большую часть крутого подъема до перевала Демержинское седло (высота 1090 м) пхаем велики вручную. Хорошо, что придумали способ "уздечка" - это когда идешь сзади велика и толкаешь его руками за велобаюл, а двумя веревочками-уздечками удерживаешь в нужном направлении руль. Подробности можете посмотреть на 56-й минуте фильма. Способ намного эффективнее подтягивания за седло с рулением второй рукой и тем более пханием за руль двумя руками.
Выбравшись на перевал, оказываемся зачарованными величественно накрывающими нас со стороны моря облаками.
Ночуем на высоте 1200 метров неподалеку от геодезического репера на горе Диплис-Хая, согреваясь как снаружи, так и изнутри ("у нас с собой было" © Жванецкий) и наблюдая за звездным небом, которое ярче, чем в планетарии. Почему-то перед сном завели разговор по физике теплоёмкости моря , стабилизирующей ночью температуру на берегу около +20 Цельсия. Хорошо, что по опыту предыдущих велопоходов с горными ночевками, мы мудро взяли с собой летом правильные зимние двухслойные спальники (с комфортом до -4 Цельсия по EN 13537). И оказались правы, поскольку утром во флягах вода оказалась подмерзшей, а на тентах палаток и седлах великов осел толстый слой инея. В середине июля!
Чтобы согреться и не заболеть, сдуру решили сделать пеший марш-бросок к водопаду Джурджур.
Оставив родителей с дитём сторожить лагерь, "сбегали" к водопаду туда-обратно 10 км по ущелью Хапхал (в переводе Волчья пасть) с самым большим для Крыма перепадом высоты 770 метров (больше, чем в Большом каньоне!) и вдоль каскада водопадов реки Улу-Узень. Повезло, что "взмыленные но счастиливые" все же успели вернуться к обеду, а не к полуночи. Зато никто не простудился . Лед во флягах давно растаял под пекучим горным солнцем, днем явно выше +25.
На удивление легко уже не руками, а педалями, проехали по плоскогорью Демерджи-яйлы на Тырке-яйлу и далее через хребет Таш-Хабах спустились на 200 метров ниже до напичканого пещерами плоскогорья Караби-яйла (в переводе с крымскотатарского "пастбище чёрного паука").
Тут тоже почти без напряжения, только внимательно объезжая большие каменюки, чтоб не сломать колесо, доехали до антенного поля Центра дальней флотской радиосвязи "Пеленг",
от военного городка которого вниз в сторону Зеленогорского начинается превосходная асфальтированная дорога.
Благодаря тому, что она без лишних поворотов, а перепад высот 400 метров на дистанции 6 км, некоторые особо глупые из нас рискнули стартануть скоростной спуск, благо по военной дороге гражданские автомобили не ездят. Тормоза, конечно, проверили, но пока гнали вниз, было не до велописдометра - в некоторых местах резкого перехода среднего крутяка в сильный я с ужасом чувствовал, что лечу несколько метров в воздухе обоими колесами (а педали-то не контакты, а тривиальные топталки) с 20-килограммовым велобаюлом. А вот после финиша снизу, уже на трассе Межгорье-Белогорск, глянул на дисплей и офонарел - моя средняя скорость была 52 км/ч, а максимальная 79. С опозданием пришел страх и осознание того, что "больше так не буду" (хотя неповторимый реактивный свист в ушах отчетливо помню до сих пор). Не повторяйте моих глупостей!
Придя в себя, докрутили педали до Белогорска, не преминули заехать по пути в пещеру горы Ак-Кая
и в размышлениях о том, где лучше поворачивать к морю, пришли к решению на этот раз поехать через Земляничное и перевал Ворон. Поскольку до того в предыдущих походах уже ездили по шоссейкам как из Белогорска через Нижний Кокасан в Приветное, так и из Грушевки через Переваловку в Судак.
Оказалось, что на этот раз дорога была грунтовкой и технически сложнее. Но эмоциально было комфортнее, т.к. абсолютно не было раздражаюших и воняющих автомобилей, а вокруг был лес и горные лужайки с благоухающим пряно-ароматическими фитонцидами воздухом и гипнотически тарахтевшими цикадами. К тому же поворот на ЮБКшную дорогу перед Веселым был на высоте около 100 метров уже за многокилометровым змейко-тягучим подъемом из Морского, что еще раз убедило нас в правильности выбора для велотуризма перевала Ворон (ЮБК от Алушты до Судака вообще задалбывает своими тупыми автомобилизированно-асфальтовыми непрерывными спуско-подъемами с редкими подъездами к морскому берегу, забитому до упора автомобилями и палатками отдыхающих).
Спускаясь в Судак, мы объехали его по касательной и заночевали в полукилометре от границы города на пляжике за мысом Алчак. Оставив дежурного, остальные успели прогуляться пешком на набережную Судака аж до Генуэзской крепости, сэкономив на приготовлении ужина.
От Алчака до Меганома всего 5 километров, поэтому на следующий день мы по пути проехались и туда, убедившись в немеряном количестве автомобилистов на берегу. Это совсем не то, для чего мы уезжаем из Киева, поэтому сразу после фотосессии
поехали дальше закрыть последнее белое пятно нашего персонального ЮБКшного велоатласа - через долину Копсель-Богаз на берег урочища Бугаз. Оказалось, тут ничего особенно примечательного нет, т.к. раньше размещалось подсобное хозяйство военной запретной зоны (согласно викимапии - отдельной радиотехнической роты, что размещалась на горе Меганом).
Искупавшись и перекусив, проехали по грунтовке через мыс Толстый и хребет Караул-Карши (высота около 160 м) в курортное село Прибрежное.
А далее по давно уже известной нам прибрежной тропе через развалины киногородка,
перенесли/провели велосипеды по гальке/песку до т.н. "Нюшки" - западной части большой Лисьей бухты,
самой сонечной и теплой, т.к. защищенной от сквозных ветров со всех сторон холмиками соседних балок и собственно горой Нюшка. Мы психологически хотели прогреться, т.к. в памяти были свежими воспоминания о замерзшей воде во флягах после ночевки на Демерджи.
В Нюшке, как и во всех местах Лиски, образцовый порядок (как для диких пляжей). Нудисты не любят мусора на тропинках и пляжах, а также в своих мозгах.
В подавляющем большинстве это интеллигентные люди, приехавшие с Лиску отдохнуть ("заземлиться") от цивилизации в единении с природой и адекватными единомышленниками. Во всяком случае, мы ни разу не встречали там отпетых курильщиков, алкоголиков, дрочильщиков и т.п. беспредельшиков, кои нередко встречаются на обычных пляжах. И голые мужчины там никогда не пристают к голым женщинам с навязчивыми недостойными предложениями. Самоорганизация Лиски была всегда на высоте.
В Лисьей бухте мы задержались на несколько дней, чтобы поплавать-позагорать и пообщаться с нашими постоянными друзьями из других городов, также ежегодно отдыхавшими в этой мекке нудизма. За несколько дней мы обошли все регионы Лисьей - Кубу, Ямайку, Пикадилли, Зелёнку, Шакалку и встретили даже нашего хорошего знакомого по киевской Министерке велотуриста Стёпу, который, оказывается, со своим другом приехал из Феодосии и уже неделю тусуется в Лисьей. Мы проводили Стёпу с другом, которые поехали в Новый Свет.
На Ямайке приняли участие в голосовании конкурса боди-арта.
Вышли на плоскогорье "Сковородка" и устроили фотосессию тамошним редким лягушке, кузнецу, палочнику, сколопендре и цикаде.
Поныряли-пособирали-сготовили-покушали мидий и рапанов.
Сводили соседских подружек-студенток художественного училища им. Н.К. Рериха из Питера в экскурсию на вершину Эчки-Дага высотой (667 - 1) метр (сразу за нашими спинами - "дерево желаний" с завязанными на нем лоскутками, вдали матово проступает Кара-Даг), полюбовались видами на Кара-Даг и Меганом (на последнем заметны лопасти Судакской ВЭС), отметили покорение вершины дегустацией "Чёрного полковника".
Для тех, кто не в курсе, это полулегальный "укрепленный" клон известного "Чёрного доктора", который разносят на разлив по всей Лиске перед завтраком заботливые бабульки из винзавода Солнечной Долины вместе с горячими варениками, пирожками, виноградом и персиками.
На обратном пути зарядились водой в роднике Верхнем.
Равномерно загорели со всех сторон.
Отплыв в море, сделали детальную панораму всей Лисьей бухты, захватив Эчки-Даг (в центре) и Кара-Даг (крайний справа).
До поезда в Феодосии оставалось пару дней и 40 км известной нам дороги. Мы провели их неспешным педалированием через Коктебель с заездом в дегустационный зал Фирменного магазина №1 завода марочных вин и коньяков "Коктебель", а также через п.г.т. Орджоникидзе, дорога через который позволяет, во-первых, красиво понаблюдать светящийся мыс Хамелеон с бухтой Тихая, часть бухты Коктебель и Карадаг с торчащим посередине "чёртовым пальцем",
во-вторых, напрямую (а не в объезд сначала на симферопольскую трассу, а потом обратно через всю Феодосию) спускается в Феодосию на улицу Галерейную
к привокзальной площади, а в-третьих, гораздо менее запружена автомобилями.
В поезде все хвалили и угощали н/зешными шоколадками 6-летнего Пашку, ни разу не распустившего нюни в походе, далеко не простом даже для опытных взрослых дядей.
Прилагаю три варианта фильма - полный 78-минутный на Vimeo
Крымская велоретрокругоСветка from nick2bike on Vimeo.
,или на ютюбике в ограниченном до 360р разрешении
[media=www.youtube.com/watch?v=782X8uIW94U]
а также урезанный строгой цензурой - без трех минут безобидной эротики Лисьей бухты, на сервере io.ua
Но чтобы не обижать Лисью бухту, под спойлером привожу-таки не пропущенные строгой цензурой кадры мягкой ретроэротики.
Тут также треки для гармина
и гугла.
Сорри за невысокое по нынешним временам качество видеоряда. Оригинал снимался в доцифровую эпоху камерой VHS-C и монтировался аналоговыми средствами. Просто вообразите себе, что это не цифровая документация, а мультяшка гуашью, и всё станет на свои места.
Поскольку я в те времена работал звукорежиссером, тематический подбор и смысловая расстановка музыкального сопровождения этого фильма оказались настолько удачными, что он стал образцом для подражания любительской звукорежиссурой. Так что слушая музыку, вникайте в смысл текста песен в привязке к видеоряду.
Кроме того, в отчете я постарался компенсировать недостаток четкости видео качественными фотопанорамами большинства интересных точек маршрута.
Приятного просмотра!