velorout.com.ua » Журнал "Велороут" » Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.



Rbnfq
Карпаты
Области Украины
Грузия
Крым
Киев
 
 
 

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.

Автор: Dinozawr от 13-04-2013, 01:00, посмотрело: 13356

0
Достопримечательность (velorout) Киевская область. Вышгород.

Киевская ГЭС и ГАЭС

или

«Самая популярная смотровая площадка в Вышгороде»


Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Из цикла статей: Куда поехать кататься.



Сегодняшний рассказ пойдёт про место, которое пользуется популярностью у нас велосипедистов.
Оно находится недалеко от Киева и вполне подходит для новичков. Это небольшая смотровая площадка. С неё открывается потрясающий вид на Киевское водохранилище. Рядом находится резервуар Киевской ГАЭС.
На спутниковом снимке этот водоем, напоминает бутылку.
Поэтому, какая достопримечательность для Вас главная, смотровая или ГАЭС, а может тот торчок, который ведёт на смотровую, решать Вам.

Рельеф этой местности интересен ещё и тем, что маршрут поездки можно варьировать в зависимости от физического состояния. Можно проложить по торчкам, а можно сделать практически ровным.


Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Если со смотровой площадкой всё понятно, это просто красивое место....

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


...с которого открывается потрясающий вид....

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


...то про две следующие достопримечательности, хотелось сказать больше и дать понятия, в чём же отличие ГЭС от ГАЭС, какая роль каждой в энергетике. И что же говорят о её прочности разные источники.

Киевская ГЭС совместно с Киевской ГАЭС составляют единый гидроэнергетический комплекс.

Начнём наш рассказ с истории, как строили дамбу, принцип её работы и когда она рухнет, как кости домино, сметая пол Украины.


Немного истории:


До строительства Киевской ГЭС, местность в этом районе имела такой вид. Там где сейчас Киевское море была обычная пойма, много песка, немного кустарника и всего два-три населенных пунктов.

Фотография сделана в 1950-1960 г.г.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


А вот архивная фотография Припяти тех времён. Растительности было мало, в основном песчаные берега.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


С того времени всё сильно изменилось. Индустриализация докатилась и до наших краёв. Наступил 1959 год.

Совет Министров СССР принял решение в августе 1959 года о сооружении Киевской ГЭС. Первой в Советском Союзе, не имеющей водосливной плотины и построенной из сборных железобетонных конструкций. Она стала пятой ступенькой Днепровского каскада гидроэлектростанций. И в 1961 году началось строительство станции.


Далее идут фотографии в хронологическом порядке, как строилась ГЭС.


Место сооружения Киевской ГЭС (панорама правого берега Днепра).

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


31 января 1961 г. Общий вид жилых домов в которых живут строители. Сейчас на левом склоне стоит Киевская ГАЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Перекрывают русло Днепра во время строительства Киевской ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Митинг строителей Киевской ГЭС, посвященный закладке первого бетона, 25 мая 1962 г.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Общий вид строительства Киевской ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Видны уже первые конструкции Киевской ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Затопление котлована будущей ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Затопленный котлован.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


И уже 10 сентября 1964 года первые празднично украшенные суда прошли через торжественно открытый судоходный шлюз.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


А первый промышленный ток Киевская ГЭС дала через три месяца.


Киевская ГЭС :

Первый гидроагрегат Киевской ГЭС был введен в эксплуатацию в 1964 году, последний (20-й гидроагрегат) был сдан в эксплуатацию в 1968 году.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.



В состав сооружений гидроузла входят:

- здание ГЭС с береговыми сопрягающими устоями;
- совмещенная со зданием бетонная водосливная плотина;
- судоходный однокамерный шлюз;
- автомобильная магистраль.

Суммарная установленная мощность станции — 408,5 МВт (11х22 МВт и 9х18,5 МВт). Среднегодовая выработка — 790 млн кВт ч, при максимальном напоре 12 метров. На гидроагрегатах установлены горизонтально-капсульные поворотно-лопастные турбины



Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Киевская гидроэлектростанция строилась, как низконапорная ГЭС, даже при минимальном напоре около 5 метров машины продолжают работать и производить энергию при мощности 10 МВт. Это из-за того, что гидроагрегаты расположены горизонтально, а не вертикально, как в других станциях и были капсульного типа. И в этом её уникальность.


Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Это первая такая станция на просторах бывшего СССР, потом такие станции начали строить в Канаде и Норвегии.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Из-за того, что станция низконапорная, позволило сделать плотину не бетонной, а ввиде земляной насыпи и небольной высоты. И это породило слухи о низкой надежности плотины и возможном ее прорыве.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


В состав Киевского гидроузла в 1975 году, вошла еще одна электростанция - гидроаккумулирующая (ГАЭС), тоже первая в стране.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.



Киевская ГАЭС:

Киевская ГАЭС, находится в 2,5 км от гидроэлектростанции. Как раз рядом с нашей смотровой площадкой. Отличие ГАЭС от ГЭС в том, что ГАЭС больше потребляет, чем вырабатывает. Разница между произведенной энергией и потраченной 25%-30%. В общем, коэффициент полезного действия ГАЭС составляет всего 70...75%.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Но в этом и кроется ее необходимость в энергосистеме. ГАЭС не имеют смысла в производстве электроэнергии, здесь они убыточны. Задача ГАЭС заключается исключительно в работе всей энергосистемы.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


В течении суток нагрузка на энергосистему неравномерна. Она имеет приблизительно такие максимумы и минимумы:

- В период с 8 до 11 ч и с 16 до 20 ч., нагрузка на энергосистему максимальна;
- А с 0 до 6 ч и 11 до 13 ч., нагрузка минимальна.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


И вот, когда нагрузка на энергосистему минимальна (в основном в ночные часы), выработанная лишняя энергия недогруженными электростанциями (АЭС, ТЭС), используется ГАЭС для перекачивания насосами воды из нижнего водоёма в верхний, аккумулирующий бассейн. Таким образом, станция потребляет электричество. Но в часы максимальных нагрузок на энергосистему, воду из резервуаров спускают на силовые агрегаты. Выработанная при этом дополнительная электроэнергия отдаётся в сеть энергосистемы, а вода накапливается в нижнем водоёме.

Из этого следует вывод , что задача ГАЭС, это регуляция нагрузок на энергосистему страны во время вечернего, наибольшего потребления энергии и во время низкого, ночного потребления энергии.


Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.



В состав ГАЭС входят:

- верхний водоем;
- водоприемник с подводящим каналом;
- 6 ниток напорных трубопроводов;
- здание ГАЭС, в котором установлены шесть гидроагрегатов (из них три обратимые насос-турбины).

Суммарная установленная мощность станции составляет 235,5 МВт (6х37 МВт и 6х41,5 МВт) в генераторном режиме и 135 МВт в насосном. Станция в среднем вырабатывает 190 млн. кВт*ч электроэнергии, а потребляет – 290 млн. кВт*ч при максимальном напоре 72,7 м.



Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Гидроаккумулирующая электростанция (схема): а — вертикальный разрез; б — план: 1 — верхний аккумулирующий бассейн; 2 — водоприёмник; 3 — напорный водовод; 4 — здание электростанции; 5 — нижнее питающее водохранилище; 6 — плотина с водосбросом; 7 — нормальный подпорный уровень воды; 8 — уровень сработки.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Ныне каскад Киевских ГЭС и ГАЭС является верхней ступенькой каскада гидроэлектростанций на речке Днепр. Каскад объединяет две станции - Киевскую ГЭС, базовую станцию, и Киевскую ГАЭС, единственную действующую гидроаккумулирующую электростанцию на территории Украины.


Официальное мнение:

Чиновники, чтобы успокоить население, заявляют. Что никаких перегрузок нет, все работает и продолжат работу в установленной проектной мощности, на станции установлен автоматический контроль безопасности плотины и если появляются первые признаки отклонений от нормы, то руководство станции об этом узнают сразу же.

Проект модернизации, которая начата в 1993 году и заканчивается в 2017 году, идёт согласно графика (хочется верить).

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


И «страшилки» о возможном прорыве дамб во время весеннего паводка это не более чем «страшилки». Всегда перед паводком хранилище частично спускают, чтобы оставить место для будущих излишков воды. А излишки воды пропускаются через специальные водостоки над машинным отделением, которое перекрыто мощными металлическими крышками, над которыми вода и сливается.

Сооружение Киевской ГЭС рассчитано на землетрясение до семи баллов, а рухнуть она может лишь в случае прямого попадания атомной бомбы или метеорита диаметром сто метров. Вдобавок, сама плотина и станция проектировались во времена «холодной войны», поэтому ресурс «выживания» для станции был сверхвысоким и что, мол, за сорок лет существования станции здесь не было зафиксировано ни одного инцидента.


В 1970 году был самый мощный паводок в истории Киевской ГЭС, тогда энергетики испробовали станцию на полную мощность, с чем ГЭС успешно справилась, доказав тем самым свою живучесть.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Единственное, чего сегодня стоит опасаться, мол, только терроризм (но это не более чем политическое заявление о направление средств на укрепление своего силового аппарата).

В общем, при условиях надежной охраны станции, бояться Киевской плотины киевлянам не следует еще, по крайней мере, шестьдесят лет. Ведь саму станцию строили из расчета на сто лет.


Не зависимое мнение:

По мнению экологов, ныне Киевская плотина является опаснейшим объектом на Земле, поскольку сооружение уже на 93% является аварийным, а система мониторинга не эффективна.

Прорыв строящейся плотины Саяно-Шушенской ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Приблизительный сценарий, по которому будто бы будут происходить события в случае разрушения плотины.


Первой погибнет Оболонь – четырехметровая волна накроет ее на третьей минуте. Уже через две минуты она достигнет Троещины, через десять – Подола, через пятнадцать – Русановки. Лишь в Киеве по самым пессимистическим прогнозам погибнет около ста тысяч человек. Тем не менее, достанется и Украине – почти тридцать городов, сотни поселков и сел будет сметено с лица земли. Вода даже угрожает Запорожской АЭС. Тем не менее, даже после того, как вода спадет, люди еще долго не смогут жить на этой земле. Ведь с 1986 года на дне Киевского моря накопилось свыше полмиллиарда радиоактивного ила, который в случае аварии загрязнит не только чуть ли не половину Украины, а и даже Черное море вместе с черноморскими странами.


Прорыв дамбы в Карелии.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Вместе с тем, предложенный некоторыми экологами и общественными организациями спуск Киевского водохранилища, специалисты считают не менее губительным, чем прорыв дамбы. Ведь в этом случае страна не только утратит несколько миллионов киловатт-часов электроэнергии каждый год, а и уже созданную за сорок лет экосистему, получив вместе с тем кучу радиоактивного ила.

Карта затопления районов Киева в случае прорыва дамбы Киевской ГЭС.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Ещё одна опасность состоит в том, что владельцы земельных участков раскапывают берег водохранилища и проводят каналы к своим домам. Если вследствие этих действий система дренажа земляной плотины серьезно пострадает, много миллионов тонн высокорадиоактивных наслоений поднимутся со дна. Радионуклиды растекутся по всей Украине и в конце концов попадут в Атлантический океан. Это будет международная катастрофа невиданного масштаба.


Действия на случай катастрофы:

Учения по гражданской обороне не проходили со времён Советского Союза. Радио точек в домах становится всё меньше (национальное радио). Точных действий население не знает.

Будет просто паника.


Никто не будет дожидаться эвакуации, люди просто бросятся наутёк. Будет парализовано движение транспорта. Спасательные службы передвигаться не смогут, вертолётов у них нет (вертолёты находятся у других людей).

К подобного рода катастрофам столица абсолютно не готова.


Чему учит история и что делает государство в таких случаях:

Мы ещё помним, как Киев пережил страшнейшую трагедию, связанную с прорывом дамбы 13 марта 1961 года.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Речь идет о куреневской трагедии. В тот день прорвало дамбу, перекрывавшую Бабий Яр, куда 10 лет сливались отходы с Петровских кирпичных заводов. Вал тяжелой жидкой грязи высотой в 14 метров (с 4-х этажный дом) поплыл по улицам района Куреневка, снося здания, людей и автомобили. Трагедия продолжалась всего полтора часа, но ее последствия были ужасающими. Погибли сотни людей. Точные цифры не известны.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Власти постарались скрыть реальные последствия катастрофы.


Причиной аварии, это ошибки в конструкции дамбы. Небыли учтены важные факторы и в какой-то момент она просто не справилась с нагрузкой.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Надеемся, что дамба Киевской ГЭС не повторит эту ужасную историю. Но пока мы надеемся, что утверждения чиновников насчет безопасности этого объекта не оказались ошибочными, специалисты считают, что к контролю объекта необходимо привлекать кого-то еще, кроме представителей власти, например общественные организации. Только имея прозрачный процесс контроля за дамбой, киевляне смогут быть уверенны в том, что власть не будет молчать до последнего, как это обычно происходило в нашей стране.


Ну и напоследок:


Историческая страшилка от тов. Сталина.

При проектировании Днепровского каскада ГЭС в 30-тые годы, поговаривают, что тогдашний руководитель СССР Иосиф СТАЛИН лично принимал участие в приемке проекта. Когда он спросил проектировщиков, какие будут следствия в случае уничтожения кременчугской плотины, ему ответили, что вода затопит столько-то квадратных километров и остановится возле Запорожской ГЭС. Тогда он спросил, что нужно сделать, чтобы вода пошла путем домино, то есть уничтожила все плотины, расположенные внизу. И ему ответили: надо поднять на 30 метров плотину.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Говорят, что именно так и возникла идея соорудить Киевскую плотину, которая могла бы выполнять роль естественной линии обороны в случае войны. Ведь по данным экологов, сила воды, выпущенной с разрушенной плотины, уничтожив все другие дамбы, создаст непроходимые для вражеских армий болота шириной 30-500 километров. Более того: вода из днепровских водохранилищ может достичь даже Турции, затопив прибрежные полосы ее северного побережья. О жителях, которым придется жить под постоянной угрозой, тогда, конечно же, никто не думал.

И историческая действительность.

Ещё 40 лет после войны считалось, что Днепрогэс подорвали немцы. И не будет ни одной официального упоминания, что Гигантская волна накрыла две советские армии и тысячи беженцев. И тем более не скажут, что взрыв на Днепрогэс, это дело рук советских военных. После войны сделали документальный фильм, в котором рассказывали, что немецкие самолёты разбомбили плотину. Но немцы к разрушению не имели ни какого отношения. Во время подрыва станция, образовался пролом, в 165 метров, что в 5 раз больше запланированного. Такого никто не ожидал. Образовавшееся 30-ти метровая волна, которая понеслась с сумасшедшей скоростью, уничтожая всё на своём пути. Ниже станции по течению реки находились тысячи людей, жители сёл и беженцы, а также отступающие части красной армии. Поток воды забрал пехотный полк, что стоял на острове Хортица, десятки судов Запорожской флотилии вместе с командами. Всё шло под воду. Выжить было не реально. Водоворот поглотил кавалерийский корпус и две советские отступающие армии.

Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.


Никто не рассчитывал, что пролом будет таким большим. Разрыв гребли должен быть всего 35 метров. А вышел пролом 165 метров. Приказ о подрыве был выполнен, главнокомандующий был удовлетворён. Доложили Сталину, что немцев на этом участке остановили. Но самое интнресное, что немцы и не планировали совершать прорыв в районе Запорожья. Цель немцев был выход в Крым и Донбасс. Взрыв стал шоком, для частей находившихся в районе Днепрогэса. Сапёров арестовали и чуть не расстреляли, как диверсантов, но вскоре их отпустили и отправили в Москву. Взрыв привёл к смерти 100 000 мирных жителей 20 000 военных. И не решил ни одной военной задачи.

Такой вид отрывается со смотровой площадки на бобслейную трассу, нашу следующую
достопримечательность, про которую пойдёт речь в других выпусках статей "Куда поехать кататься"


Веломаршруты (velorout) ГЭС и ГАЭС. Достопримечательность.



Катайтесь, любите велосипед. И помните, что велосипед это не только предмет фетиша, а и средство познания мира.


До новых встреч на покатушках.


Ваш проводник в мир самостоятельных велопутешествий


Точка GPS Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера Карта достопримечательностей.


Велосипедные маршруты:


Веломаршрут (velorout) «Межгорье»
Веломаршрут (velorout) «Вышгород»


В статье использованы материалы с сайтов:
Rybalka.com Строительство Киевской ГЭС. Как это было на самом деле
Electrician.com.ua Гидроаккумулирующие электростанции Украины
Interesniy.kiev.ua Нужно ли бояться Киевского моря
4post.com.ua Чем грозит Украине устаревание ГЭС
Obozrevatel.com Киевская ГЭС: возможен ли апокалипсис?

Категория: Журнал "Велороут", Dinozawr, Достопримечательности, Достопримечательность Киевской области, Вышгородский район

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.