Рось - река знаменитая. Первый раз я там проехался страшно подумать как давно - еще не просто в доцифровую эпоху, а даже в довидеофильмовую.
Дело было в мае 1988 года, когда цифровых фотоаппаратов еще вооще не было, аналоговые видеогамнитофоны VHS были предметом роскоши, а VHS камкордеры были практически недоступны примерно как полёт на Луну: при средней зарплате 150 совецких рублей цена в комках на сие чудо тогдашней техники зашкаливала за 15000 деревянных. Я тогда еще не был миллионером , но работал в отделе видеозаписи НИИ ЭМП - головном предприятии совка по магнитной записи. Понятно, что у нас были самые свежие образцы японской видеотехники (для того, чтобы, как тогда водилось, "воспроизвести" - скопировать и сделать такую же; я, кстати, был ответственным исполнителем по четырём моделям Соневских Бетакамов - лучшим тогдашним профессиональным репортажным камкордерам) и мне начальник отдела после некоторого сопротивления (а тебя там в походе не пристукнут случайно, чтобы отобрать, ведь вещь в 2 раза дороже "Москвича 2141"?) разрешил взять с собой в поход самую свежую новинку - камкордер SONY CCD-F340E VIDEO8 HANDYCAM (соневский конкурент VHS-C: качество видео эквивалентно, кассета на 5 мм тоньше, но играет вместо 30 минут аж 90). Моими аргументами были то, что я поеду не один, а целой тургруппой, а также то, что этот велопоход официально проходит в зачёт сектора спортмассовой работы Профкома НИИ ЭМП. Но очко и у меня не железное, я спал даже в глухом лесу в палатке на подушке, под которой была спрятана камера, привязанная веревкой к руке (ее цена была эквивалентом моей сравнительно немалой зарплаты с.н.с. за 7 лет).
Заканчивая технико-историческое отступление, освежаю в вашей памяти, что в 1988 году не было и в помине ни цифровых фотоаппаратов, ни мобильников, ни GPS-навигаторов. Туристы в большинстве своем сохраняли зрительные впечатления фотографиями на слайды (типовый фотоаппарат Смена-8) и гораздо реже - на киноплёнку (типовая кинокамера Экран). Если цветные слайды тех времён, снятые на ГРДровскую слайдовую ОРВОХРОМ, и сегодня выглядят вполне пристойно (посмотрите, ниже именно они после сегодняшней оцифровки) - эквивалентное разрешение кадра размером 24х36 мм составляет больше 10 мегапикселей, то кинофильмы были немые и черно-белые с эквивалентым разрешением в лучшем случае 400х300 пикселей и типовыми 16 кадрами в секунду (это если не было косяков с недо/переэкспозицией и/или криворуким фотохимпроцессом "Первое проявление, Отбеливание, Осветление, Засветка, Второе проявление, Фиксирование"), ведь размеры микрокадра едва превышали 4х3 мм при теоретически максимальном разрешении лучшей обращаемой плёнки СВЕМА ОЧ45 110 линий на миллиметр. А самое напрягающее тогдашнего туристического кино - крайне малая длительность съемки: в светонепроницаемую кассету влазило 10 метров киноплёнки, которой хватало всего на 3 минуты, а длительность непрерывной съемки едва доходила до 25...30 секунд, после которых приходилось подзаводить пружинный привод.
Sony video 8 на одну кассету умещала 90 минут, аккумулятор обеспечивал непрерывную съемку хоть всей кассеты, а для просмотра отснятого материала не требовалась жутко трудоёмкая проявка, его можно было тут же оперативно проконтролировать и в случае чего переснять.
Для меня этот велопоход был двойным дебютом. Был не только снят первый в Украине полнометражный (30 минут) цветной и звуковой видеофильм о велотурпоходе, но и проведён первый категорийный велопоход, в котором я выступал в роли руководителя после окончания Школы инструкторов по велотуризму при киевском городском совете по туризму и экскурсиям. В те времена такие официально запланированные походы финансировались профсоюзом предприятия (это плюс), но до и после требовалась довольно конкретная отчетность в виде заявочных книжек,
утвержденных Маршрутно-квалификационной комиссией, маршрутных листов (отмечаемых штампами в почтовых отделениях или сельсоветах промежуточных населенных пунктов) и телеграмм в Контрольно-спасательную службу из начального, среднепромежуточного и конечного пунктов маршрута (это, конечно, минус, но "опыт, сын ошибок трудных" показывает, что подстраховка не бывает лишней).
Итак, мы начали маршрут в среду 11 мая 1988 года после окончания рабочего дня (отгулы тогда на режимных предприятиях были довольно проблематичными, все в едином порыве как бы старались как бы выполнить очередную пятилетку за четыре года, не зная, что находимся-то в застое). За этот день успели лишь в сумерках сесть на электричку Яготинского направления, доехать до станции Переяславская и уже при свете фонариков через 15 километров разместить палаточный лагерь для ночёвки в тишине берёзовой опушки пахучего канифолью соснового леса.
На следующий день утром всего за час по не обремененному автомобилями асфальту местного значения мы легко доехали до Переяслава-Хмельницкого, в котором на несколько часов окунулись и в совсем древнюю, и в не очень, историю нашего родного края - посетили Музей народной архитектуры и быта средней Надднепрянщины.
Он намного круче, чем Пирогово в окрестностях Киева.
Далее также по асфальту почти без автомобилей пропедалировали 50 км мимо Хоцки-Лепляво до дамбы Каневской ГЭС, где остановились на пообедать-покупаться в Днепре-отдохнуть. После обеда и отдыха лишь по касательной зацепили Канев и проехали через Тростянец еще 55 км до места второй ночёвки в лесочке около Мироновки на берегу маленькой, но по-своему чарующей речушки Росавы - левого притока Роси.
Всего за день проехали немало - 125 км, но силы были свежие, а дорога левобережья равнинная и совершенно не напрягающая (в отличие от холмистого правобережья, на участке которого набор высоты составил более 2 км).
Третий день с утра был последним асфальтовым в этом походе - мы без особого напряга до обеда преодолели 50 км от Мироновки до Корсунь-Шевченковского.
А дальше началась познавательная одухотворённость реки Рось, красавицы нашего края. В Корсуне мы несколько часов знакомились с Государственным историко-культурным заповедником на острове в центре города - дворцом княгини Лопухиной, музеем военной техники, турбинным залом Корсуньской ГЭС. Прокатились по подвесному и трём пешеходным мостам через Рось
и обводной канал ГЭС, полюбовались чудесными видами на полноводную и каменнобережную в этом месте Рось.
Разбили палаточный лагерь для ночёвки в сосновом лесочке на берегу Роси неподалеку от Русалкиного родника с вкусной водой.
На следующий день всего в 20 километрах от Корсуня заехали в еще одно красивенное место на Роси - пгт Стеблёв. Тут надолго (фактически на полуднёвку) остановились на фотовидеосессию и ознакомление с дамбой Стеблёвской ГЭС
(получается, что на маленькой Роси гидроэлектростанции наворочены чаще, чем на Днепре). Проехались по дамбе на правый берег, посетили Музей-усадьбу Ивана Нечуй-Левицкого и мимо красивой церкви вернулись на левый берег по прикольному понтонному мостику.
От Стеблёва поехали по грунтовке вдоль берега вверх по течению, проехали туеву хучу баз отдыха (Дубки, Золотой Карасик, Модус, Квазар-Рось, Меридиан, Энергопроект, Завода реле и автоматики, и даже Универмага Украина). Заночевали на берегу Роси недалеко от "Меридиана".
За день проехали 30 км по местами песчаным грунтовкам, плененные окружающей природой и совершенно не чувствуя усталости.
За пятый день отмотали почти сотню км по таким же креативным грунтовкам (только транзитом через Богуслав вспомнили асфальт) вдоль той же красавицы-реки, но останавливались не так надолго, только искупнуться
и через 10 минут дальше поехали. В таком режиме к вечеру снова не ощутили особой усталости, остановились опять на берегу Роси. Она здесь так прозрачна, что зайдя по шею в воду, отлично видишь собственные ноги. Мы даже не побрезговали попить из нее водичку, и ни у кого в животе не возникло никаких проблем. Воду для борща, каши в котле на костре и чая мы после этого также брали из Роси. Заночевали после Томиловки в 15 километрах от Белой Церкви.
Утром быстренько доехали до Белой,
немного покатались по ней,
потом загрузились в электричку и через два часа были в Киеве. Поскольку до захода солнца оставалось еще несколько часов, вышли не на Киев-пассажирском, а на Посте Волынском, и разъехались по домам через Жулянский аэродром еще по 15 км.
Всего великом намотали 330 км с набором высоты почти 2,5 км. Все участники получили зачёт в школе туризма, а я стал готовиться к руководству велопоходом следующей второй к.с. "Но это уже совсем другая история" ©. Прошло почти 30 лет, и мы потом не раз были на Роси, но то очарование первого знакомства невсегда осталось в нашей памяти.
Обычно магнитная лента видеокассет из-за улетучивания пластификаторов и высыхания связующего лет через 10 начинает осыпаться и приходит в негодность (если вы до того не успели их оцифровать - пиши пропало). К сожалению, в 1988 году персональные компьютеры типа Нейрон И9.66 (совковый аналог IBM PC/XT c ОЗУ 256 КБ и проциком 4,77 МГц) были вообще без винчестера и без мышки, с двумя дисководами 5-дюймовых флоппи дисков и черно-белым VGA (640х480) монитором, работали под ОС Нейрон-ДОС1 (ну как, прониклись уровнем техники того времени?). Оцифровывать видео такие писюки не умели. А потом я как-то забыл про эту кассету, ездил-то уже не в единички по Киевской области, а в двойки на молдавскую Чадыр-Лунгу, тройки-четверки по Крыму, Карпатам, Высоким Татрам и Берлинам-Прагам-Будапештам.
Каково же было моё удивление, когда в апреле 2016-го через 28 лет я, сдув с чудом невыброшенной кассеты четвертьвековый слой пыли, смог совершенно спокойно оцифровать её (тем самым не дав бесследно кануть в лету, а реинкарнировав в цифру на вовеки веков) современным оборудованием. Очевидно, проехавшись с нами вдоль реки Рось, видеокассета так же как и мы получила мощный заряд позитивной энергетики и забыла о старении.
Пожелаю и вам того же - смелее на велик и вперед, крутить педали на Корсунь - Стеблёв - Хохитву - Богуслав - Ракитное ... !
Предлагаю вашему вниманию этот раритетный с удивительной судьбой фильм.
Всегда Ваш nick2bike, в то время еще не Министерка пикчерс.
ЗЫ. Я привожу в этом описании ссылку на целиком все 16 страниц заявочной книжки (pdf), подтверждающую дату похода, в том числе для того, чтобы никто голословно не оспаривал, что это самый первый любительский видеофильм о велопоходе, снятый в Украине. Полистайте её и просто так, для ознакомления с тогдашними довольно строгими правилами отправки групп в походы. Внутри книжки у меня сохранились даже медицинские справки,
без которых туристы в поход не допускались.
nick2bike