Достопримечательность (velorout) Киевская область. Вышгородский район.
Звонкий колодец
или
«Межигорский Спасо-Преображенский монастырь»
Звонкий колодец
или
«Межигорский Спасо-Преображенский монастырь»
Из цикла статей: Куда поехать кататься.
В сегодняшнем раассказе об очередной достопримечательности, речь пойдёт о месте, про которое все слышали, но не многие знают её историю. А история идёт с тех времён, когда на этих землях зарождалось христианство. Имеет славное прошлое и трагическое настоящее.
Знакомство с этим местом произошло случайно. Увлекаясь игрой геокешинг, узнал, что в Межигорье есть достопримечательность под названием «Звонкий колодец». Как оказалось, место достаточно интересное и нас велосипедистов порадовало, прежде всего, своим рельефом. Он переменный с большим количеством торчков.
Тогда мы ещё не знали, ни про Януковича, ни про Межигорский Спасо – Преображенский монастырь. Мы просто катались.
Но рано или позно, приходишь к мысли, что хочется больше узнать о тех местах, которые посещаешь. И та правда, которая открывается, приносит со знаниями и печаль.
Знакомство с этим местом произошло случайно. Увлекаясь игрой геокешинг, узнал, что в Межигорье есть достопримечательность под названием «Звонкий колодец». Как оказалось, место достаточно интересное и нас велосипедистов порадовало, прежде всего, своим рельефом. Он переменный с большим количеством торчков.
Тогда мы ещё не знали, ни про Януковича, ни про Межигорский Спасо – Преображенский монастырь. Мы просто катались.
Но рано или позно, приходишь к мысли, что хочется больше узнать о тех местах, которые посещаешь. И та правда, которая открывается, приносит со знаниями и печаль.
А всё началось с таких строк:
В Межигирском урочищи находится древний источник, рядом с селом Новые Петровцы, под Киевом. Название источника за легендой, возникло из-за хитрой системы колокольчиков, построенных монахами местного монастыря. Вода, стекая по склонам, приводила колокольчики в движение, овевая мелодичным звоном околицы.
Немного истории:
Название «Межигорский» произошло от его положения в долине, окруженной горами.
Основан Спасо–Преображенский Межигорский монастырь в 988 году греческими монахами, он ровесник официального христианства Киевской Руси. Митрополит Киевский Михаил освятил рукоположением первых послушников.
Затем князь Андрей Боголюбский в середине ХІІ века построил в Межигорье каменный храм во имя Преображения Господнего, который в народе на протяжении следующих восьми веков называли храмом Белого Спаса. Отсюда же и полное название нашей достопримечательности - Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь.
История обители описана настоятелем Преображенской церкви Ильей Кощановским в Межигорской летописи: - «Вся история нашего отечества отражена в судьбе межигорского братства: нашествия захватчиков иноверцев, внутренние распри, расцветы и падения, пожары и возрождение».
Как полагают историки, последние годы жизни Ярослав Мудрый провел именно в Вышгороде, где собственно и умер. И именно в подземных пещерах Межигорского урочища, хранится его знаменитая библиотека, спрятанная в 1169 году от набега Андрея Суздальского (Боголюбского). Причем есть свидетельства очевидцев, что книги, которых касалась рука великого князя, закопаны аккурат на земле, где основательно обустроился президент Украины.
Межигорские подземные ходы хранят не только библиотеку Ярослава Мудрого, но и ценные трофеи запорожцев. После того, как поляки в середине ХVII столетия, разрушили казацкий Трахтемировский монастырь, в Межигорье переместился духовный центр православного Войска Запорожского. В 1898 году кубанский историк и археограф П.П. Короленко напечатал статью о древностях Межигорского монастыря: «Тихим пристанищем на закате бурной казацкой жизни, когда, почувствовав физическую немощь, приходилось боевые доспехи менять на скромное одеяние инока… Сами запорожцы – сечевики, смотрели на Межигорье, как на свою собственную церковно-иерархическую резиденцию».
В Межигорье за счет Сечи был учрежден "шпиталь войсковой" - для содержания нищих, калек, увечных сечевиков. В духовном отделении школы при Покровской церкви межигорские священнослужители обучали казацких детей "грамоте, часословцу, псалтыри", а иеромонах настоятель Покровской церкви был членом Сечевой Рады.
Почти двести лет монастырь оставался центром духовной жизни сечевиков.
Отдельной строкой шли книги, которые пополняли монастырскую библиотеку. Каждая рукописная книга была настоящим шедевром. В то время бумаги не было, тексты писались на пергаменте, который делали из кожи молодых телят или овец. Для создания одной книги среднего размера требовалось целое стадо телят, а переплеты изготавливались из сафьяновой кожи и украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов. Известный церковный деятель, историк и писатель Иннокентий Гизель (1600 - 1683) завещал Межигорскому монастырю свою огромную библиотеку, которую собирал всю жизнь. В исторических документах середины ХУШ века есть свидетельства и о монастырской библиотеке, и об отдельных келейных библиотеках. Интересно, что Гизель решил пополнить именно Межигорское книгохранилище, а не библиотеку, скажем, Киево-Могилянской академии, которую в свое время возглавлял, пребывая на посту ректора, или Киево-Печерской Лавры, где он был архимандритом.
Поток казацких пожертвований в Межигорье обходил Киевскую єпархію. И это не на шутку злило киевского патриарха Гедеона, который приложил немало усилий, чтобы возвратить “церковь войска низового” под свое начало, и наконец пожаловался Московскому патриарху Иоакиму. Гедеон не принял во внимание, что патриарх в своё время принял схиму в Межигорском монастыре. И дело решилось в пользу монастыря. При этом монастырь обрел независимость (ставропигию) от Киевской митрополии и перешел в непосредственное подчинение патриарху Московскому. После чего и Запорожская Сечевая церковь стала независимой от митрополии, что играло заметную роль не только в духовной, но и в политической жизни украинского казачества.
Слово межигорского духовенства немало значило для запорожцев в моменты принятия политических решений, а порой даже было решающим. Яркий пример этому - события на Сечи в мае 1703 года, обсуждение казацкой Радой возможности военной помощи повстанцам под предводительством Кондрата Булавина. Большинство склонялось к отправке “ограниченного контингента” в Россию. Тогда межигорские священники вынесли из Сечевой церкви на площадь крест и Евангелие и стали просить запорожцев не поднимать оружие против православных россиян.
Но духовный патронат над казаками делал Межигорский монастырь крайне опасным для московского царизма. Его полномочия постепенно сужались.
В 1775 году "Січь зруйнували". Войско запорожское указом Екатерины было упразднено. Также, был сожжен и закрыт Межигорский монастырь. А все его земли и угодья отошли к царским владениям. Межигорских монахов и святых отцов перевели сначала в Крым, а затем на Кубань.
Можно только себе представить поток казацких пожертвований в Межигорье, которые, кстати, после расформирования монастыря достигли иных мест в сильно урезанном количестве. Монахи всегда умели прятать то, что у них пытались отнять. Так что земля в урочище Межигорья воистину клондайк — что библиотека Ярослава Мудрого, что дары запорожцев сейчас побольше золотого запаса Украины будут.
Возрождение Межигорского монастыря произошло в 1884году. А с 1894года, монастырь, был обращен в женский и подчинен новооснованному Киевскому Покровскому женскому монастырю.
Вскоре в Межигорье нашли залежи хорошей глины и выстроили самую большую в России фаянсовую фабрику, выпускавшей “русский веджвуд” (достопримечательность "Киево-Межигорская фаянсовая фабрика").
Посуду дивной красоты, изумрудно–зеленую, розовую, белую, сохранившиеся образцы которой составляют теперь роскошные коллекции лучших музеев прикладного искусства.
А плоский огнеупорный кирпич, из которого складывали печи, до сих пор называют “межигоркой”.
Трагические страницы в истории монастыря:
Пришла советская власть. Власть рабочих и крестьян.
История распорядилась так, что молитвы монахов были сильнее и эпидемий, и пожаров, и неврастенических монаршьих указов, но монастырь пал подкошенный безверием, безбожием, беспамятством XX века.
Наступили 30-е годы 20 века. И взгляд народного комиссара пал на Межигорье - живописное урочище среди зеленых холмов на берегу Днепра.
Инженерно–строительные подразделения НКВД, получив секретную директиву. Обнесли обитель забором, разрушили все монастырские сооружения, срыли старое кладбище и поставили теплые дачи для товарища Косиора и иных комначальников. Территория стала охраняемой от народа, от памяти. Новые здания, гаражи, беседки за железными воротами взяты на баланс управления делами ЦК.
Это всё подтверждается свидетельствами, собранными в свое время киевским журналистом Владимиром Шаровым. Ссылаясь на воспоминания Надежды Дамиловской, муж которой, профессор Дамиловский Николай Александрович, в 30-е годы заведовал кафедрой архитектурных конструкций Киевского художественного института и одновременно занимался новостройками в Киеве. Весной 1934 году, возглавляя комиссию для рассмотрения возможности перестройки сооружений разрушенного Межигорского монастыря под жилье для членов правительства Украинской ССР, которые переезжали из Харькова в Киев. Обследуя фундамент одного здания, комиссия натолкнулась на заполненное книгами подвальное помещение. Несколько извлеченных фолиантов попали в руки Дамиловского. Осознав ценность находки, предложил сообщить о ней в Академию наук, но присутствовавший при этом представитель строительной организации категорически был против.
Попытка первая... и последняя:
Наступили времена горбачевской “гласности” и появилась возможность обнародовать некоторые материалы. Реакция на статью «Межигорская тайна», опубликованную в московской «Литературной газете» в феврале 1990 года, превзошла ожидания. Совет Министров УССР объявил о создании правительственной комиссии, которой было поручено “изучение версии о местонахождении библиотеки Ярослава Мудрого на территории урочища Межигорье”. Возглавила комиссию заместитель Председателя Совета Министров Мария Орлик.
На территории Межигорья, летом того же года впервые (и в последний раз) были проведены археологические исследования. Среди находок – фрагменты керамических изделий, фундамент храма, остатки погребений. Госстрою УССР было поручено составить схему расположения зданий Межигорского монастыря в привязке к современной топографии территории. Дело усложнялось тем, что по какой-то странной традиции каждый новый хозяин Межгорья уничтожал усадьбу своего предшественника и строил новую. Хрущев снес дачу Косиора, Щербицкий – дачу Хрущева…
Продолжить исследование тогда не удалось. Пришла информация об изменениях в правительстве Украины. Мария Орлик вышла в отставку, высокопоставленная комиссия как-то незаметно сложила свои полномочия. А в бюджете Института археологии не нашлось средств на дальнейшие поиски.
Книжные собрания Ивана Грозного и Ярослава Мудрого – исторически достоверные библиотеки мирового значения считаются спрятанными и до сих пор не найденными. Книжные собрания Великого Киевского князя, насчитывало множество древнейших манускриптов восточных и античных авторов, летописей и сводов, бесценных первохристианских рукописей. Столетия поисков обросли легендами и небылицами, и где только эти библиотеки не искали. Однако, факт остается фактом – книги хранились в монастырях и при любой опасности монахи прежде всего спасали именно пергаменты, свитки, манускрипты, переносили, прятали в специальных тайниках, увозили в безопасное место. Нет доказательств того, что собрание Ярослава утрачено окончательно. Но по сей день никто не может утверждать и обратное.
Автор одной из статей написал. Всем же ретивым или безгласным моим скептикам–оппонентам укажу на одного лишь, но весьма авторитетного сторонника самой серьезной постановки вопроса о дальнейшей судьбе Межигорья – это сам президент. Он весьма заинтересован в подъеме интереса к подлинной истории отечества и лично вплотную занимается в частности восстановлением давней гетманской столицы городка Батурина. На открытии креста, установленного в память историческим событиям на Батуринской земле, было сказано:
- “Стоит выделять средства для возрождения таких нетленных ценностей, ибо это свидетельствует о неистребимости пути державы из мрака невежества к вершинам цивилизации”.
И напоследок в качестве эпилога:
В июле 2012 года, в селе Новые Петровцы заложили храм в честь преподобного Льва Оптинского, который положит начало возрождению разрушенного Киево-Межигорского монастыря - одного из самых древних на территории Украины.
Согласно проекту возрождения святыни, обитель будет воссоздана в течение 4-5 лет и будет состоять из Спасского собора, Петропавловской церкви с колокольней, большого братского корпуса.
Закладной камень, место строительства освятил наместник Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Никон (Русин). Воссоздание святыни поддержал и благословил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины.
"Приходится все начинать с нуля, но эта святыня имеет тысячелетнюю историю. И мы возрождаем ее именно как действующий монастырь, а не как музейный комплекс. Это событие национального масштаба", - сказал журналистам архимандрит Никон.
Инициаторы возрождения монастыря и духовники при подготовке проекта строительства собираются использовать старые фотографии и схемы, сделанные до разрушения обители.
Но это уже будет другой монастырь, и стоять он будет в другом месте.
Вот такая интересная достопримечательность находится рядом с Киевом, которую постигла трагическая участь и от которой осталась все волишь маленькая капличка и огромный забор президента….
Вот такая интересная достопримечательность находится рядом с Киевом, которую постигла трагическая участь и от которой осталась все волишь маленькая капличка и огромный забор президента….
Катайтесь, любите велосипед. И помните, что велосипед это не только предмет фетиша, а и средство познания мира.
До новых встреч на покатушках.
Ваш проводник в мир самостоятельных велопутешествий
Точка GPS Карта достопримечательностей.
Велосипедные маршруты:
Веломаршрут (velorout) «Межгорье»
В статье использованы материалы с сайтов: kievmonument.narod.ru, news.liga.net, promicenter.com.ua, ozmns.narod.ru