Веломаршрут Пешая велопрогулка к затопленной в песках церкви
Кийлов-Ржищевский полигон - Гусенцы - Старе - Головуров - Вороньков - Кийлов
22-08-2015
22-08-2015
О церкви в Гусенцах я впервые услышал года полтора назад. В те времена, когда для меня 30 км в день по асфальту был афигеть какой пробег. Я тот период называю «парково-асфальтный покатун». Но церковь запала мне в душу надолго и я поставил цель ее таки увидеть вживую. Изучал маршруты- зимние, осенние. Все катальцы скулили что там песок непроходимый, лучше ехать в обход или вообще не ехать. Но русские не сдаются- надо съездить, значит съездим. А раз кугом песок, надо выбрать дорогу где песочное месиво будет покороче. Такую дорогу я избрал из деревеньки Кийлов, что славится своими рыбачьими угодьями да живописной дамбой( а еще там есть страусовая ферма).
Бывалые товарищи-катальцы отговаривали ехать туда летом и советовали перенести покатушку на после дождичка в четверг, а лучше-на зиму. Полярную зиму. Но мечта на то и мечта чтобы ее исполнять мирясь со всеми тяготами и лишениями. И не скиглыти.
Добрался я до Кийлова за день до намечаемого песочного подвига. Ехал по маршруту Бортничи-Гнедин-Вишенки-низкая дамба-Высокая дамба. Есть там небольшие вкрапления грунта, но по большей мере асфальт, раздолбанный асфальт или бетонные плиты. Эта дорога заняла 47 км.
В Кийлове переночевал и сутра встретил моего товарища по песочному месиву Максима Centavro. Протерли велики от дорожной пыли и по утреннему холодку отправились в путь. Пока солнце не поднялось высоко, ехать было легко и приятно. Сначала был годный, ровный асфальт. Потом он плавно перешел в песок.
Однако, достаточно быстро мы нашли дорожку с гравием и двинулись по ней. Лес благоухал и радовал глаз. Где-то далеко время от времени трещали выстрелы. Охотники. В этих лесах еще остались дикие животные? и эти угодья славятся своей охотой так же как и рыбалкой. Но гравий очень быстро закончился? и мы стали постепенно все глубже и глубже погружаться в песочное царство. Где перекатами, где пешком мы двигались по маршруту.
Несмотря на песок мы не унывали, ведь вокруг был более-менее чистый лес , вид на кручи правого берега? где нам предстоит кататься уже достаточно скоро. Солнце еще не жарило и кокетливо пряталось за облака. То покажется, то спрячется. С речки дул свежий прохладный ветерок. Все шло по плану. Шли, ехали, шли, ехали… по дороге встретили меленькую змейку
Я расценил встречу с пресмыкающимся как хороший предзнаменование. И тут сквозь песок постепенно стало проступать твердое покрытие. Щебень. Песок перешел в крепкую щебенку, которая прекрасно держала колесо и по ней великолепно ехалось. Мы с Максимом решили, что именно по этой дороге и будем возвращаться на точку финиша.
Мы летели по этому поподробящщему покрытию как по лучшему автобану. Все познается в сравнении. После песка даже такое покрытие воспринимается как Манна Небесная.
Но дальше нас ждала еще большая радость- асфальт!!!
Это асфальт вел к въезду на Ржищевский полигон. Асфальт был идеален. Однако, за поворотом его перегородил шлагбаум с кирпичом и знаком STOP. Рядом с шлагбаумом бытовка с двумя парами сапог, торчащими из дверей. Здесь-то у меня и екнуло. Неужели конец маршрута? Пустят ли солдатики на полигон двух диверсантов из страны агрессора( а откуда еще диверсанты бывают?). И если пустят, то сколько стоит совесть бойца ВСУ?
Как правильный участник дорожного движения, я, выполняя требования ПДД, остановился перед знаком STOP. Подождал- никто ко мне не подошел. Только сзади подъехал Максим. Я спешился и прошел под шлагбаум и знаком «кирпич». Хоть перед ПДД я чист. Ведь знак 3.21 «Проезд запрещен» не распространяется на пешеходов.
Дальше мы еще немного порадовались асфальту и съехали на грунт как вёл маршрут. Однако, маршрут стал уходить влево, где вроде как должна быть дорога, а там лес стеной. И дальше по полигону с дорогами была беда. Судя по всему, OSM карты полигона давно не обновлялись, и дороги, отмеченные на них, уже сильно заросли деревьями и кустарником. А где и вовсе были старательно перекопаны
Иногда дорогу даже нельзя было узнать- настолько терраформировалась местность. Но один плюс таки есть- идеальнейшая чистота леса. Ни бутылки тебе , ни пачки сигарет… Я такой лес видел или в глухих краях Карпат, куда не доходит турыст, или в глубинах Лосино-островского парка, или в Европе, которой Украина вроде как является, по последним сводкам информбюро.
Скорее всего, эта чистота была обусловлена закрытой территорией, куда доступ автомобилистов-шашлычников весьма ограничен. Да и солдатики, скорее всего, не сорят. Но где не ездят авто там и дороги не нужны. Дороги, переросшие в направления, плавно перешли в песочную целину.
Здесь уже только пешком. Даже не просто пешком, а с великом на плечах ибо катить велик по этой «дороге» было тоже тяжело. И время остановилось. Мы шли, и шли, и шли. Солнце уже не стесняясь палило. Вид речки уже не радовал. Я видел только песок и лишайник. Иногда деревья дарили крохотные островки тени.
Чем ближе мы подбирались к церкви, тем больше мусора появлялось на дороге. Это уже дело рук автомобилистов-рыбаков. Попадались выжженные большие куски леса. Судя по всему, плоды незатушенных сигарет.
На горизонте появилась церковь-Вожделенная цель нашего пути.
Но до нее еще надо было добраться по пескам. Я шел как во сне. Мыслей нет, сил нет, запас воды тает на глазах. Будет ли возможность набрать воды у церкви? А вдруг нет? В голове только песок и поиск более-менее твердого грунта чтобы колесу было за что зацепиться. Но стоило только поставить ногу на педаль, двухколесный друг вяз в песках по самые ступицы. На навигатор уже не смотришь ибо здесь потеряться невозможно- идем на кресты церкви. У встреченного домика с нами поздоровались детки, что вывело меня из этого морока и я увидел водную колонку.
- вода питьевая?
-Да
- можно мы наберем воды на обратном пути?
- Да, дяденька.
-Да
- можно мы наберем воды на обратном пути?
- Да, дяденька.
Так, с водой вроде решилось. Идем дальше. Идем рядом с дорогой и даже "совсем не рядом с дорогой" ибо по хащам легче вести велик чем по «дороге». Вот до церкви уже рукой подать, только с горки спуститься и мостик. Опускаю глаза- нет навигатора. В голове пролетели все мысли о записанном маршруте, возможности и реальности возвращения домой по этому маршруту и слова обиды на себя и на ситуацию. Слова, в основном, нецензурные.
Оставил Макса, рюкзак и велик в тени дерева, а сам пошел обратно искать навигатор. Благо, путь было угадать легко- две глубоких колеи от колес и две цепочки следов обуви. По дороге пытаюсь вспомнить где последний раз видел навигатор. Вернулся к месту где впервые увидели церковь- вроде там последний раз он (навигатор) на глаза попадался. Не нашел. Уже отчаялся найти, шел по следам и молился Господу о сотворении чуда. Благо, церковные кресты перед глазами. И чудо произошло- в траве, наполовину затоптанный в песок, лежал навигатор. Мой навигатор.
Вернулся на радостях к Максиму. В руках навигатор.
Примотал навигатор к рулю изолентой так что даже ураганом Катрина его не оторвало бы.
Подъехали к мостику до церкви. Увидели причал с лодками. Решено- обратно возвращаемся водой, ибо второго забега по пескам совершать совсем не хочется.
Вид с мостика- великолепен.
Зашли в церковь- ни души. Прохлада, запах ладана и несколько горящих свечей.
Посидели каждый о своем.
Выйдя с церкви присели как калики перехожие прямо на церковной площадке поматрасничать. Ноги опустили в Днепр для снятия усталости.
Прямо у церкви есть несколько причалов куда пристают лодки с Ржищева и Кийлова с туристами и прочими «экскурсантами». Мы попытались договориться с ними чтобы подбросили нас до Кийлова- отказ.
Пошли к мостику, где заметили причал. Там попытались договориться о водном трансфере до цивилизации- отказ. Может на тракторе?- отказ. Мы заплатим- отказ.Назовите свои условия- отказ. Слава украине-отказ
Ну что поделаешь- надо отправляться в путь старой дорогой- по пескам. Ну хоть отдохнули и водой есть где запастись.
Подошли к домику с добрыми детьми- встретили там уже хозяйку. Она тоже разрешила взять воды еще и кружку полуторалитровую дала чтобы путники напились.
Пошли дальше. И дернуло меня пройти мимо другого домика чтобы спросить непесочную дорогу. А может и предложить довезти нас до Кийлова на своем авто или лодке.Хозяин и хозяйка были категорически против нас везти. И не удивительно- мужик взял увольнительную на 2 дня, решил побыть с семьей, а тут нарисовались какие-то два велосипедиста. Да и машина переднеприводная-может не выехать по пескам. Ни за какие коврижки не хотел. На деньги просто махнул рукой. После, Хозяин стал объяснять нам как правильно пройти- проехать, где свернуть, куда вернуться чтобы попасть на старую бетонку. К сожалению, я ничего не понял. Может, из-за того что он объяснял на своем наречии украинского, может-из-за того что никаких привязок к карте он не давал… Вобщем Максим сделал ему предложение довезти нас до бетонки на авто. И, на удивление, хозяин согласился. Хоть и жена его была против, он таки взялся нас везти. Вот второе чудо, которое сотворил Господь для нас в тот день.
Проехав через весь полигон он нас добросил до дороги с твёрдым покрытием.
Асфальт там был проложен, наверное, еще при проклятых комуняках. Весь поломанный лесовозами и корнями деревьев… Но это был не песок и по нему можно было ехать, а не идти. И мы поехали.Доехали до КПП полигона, повернули на Старе. В деревеньке мы заправились мороженным и подслушали как украинские вояки ездят по ушам местным девушкам о своих «подвигах» в АТО. А девушки с гордостью фотографируются с этими героями народных сказаний, прижимаются к их груди... В каждой кафешке ,на каждой летней площадке зеленели кители и гимнастерки военных. Ну что же, у них праздник.
Через Головуров по асфальту добрались до Воронькова.
Объехав центр по тихим улочкам, выбрались на идеальный асфальт и полетели в Кийлов, ибо солнце уже клонилось к горизонту.
Добрались до точки удачно.
И в завершение- это маршрут не столько на физ. форму, сколько на силу воли. Прекрасный полигон для постигания практики езды по пескам и старта с мягких грунтов.
Это был прекрасный день и великолепное приключение. Я очень благодарен Максиму за то что составил мне компанию в достижении моей цели. Без него было бы гораздо труднее. Морально и физически.
Я благодарен хозяйке крана с водой, которая позволила нам пополнить запасы воды.
Я благодарен войну-водителю микроавтобуса, который лишил нас неприятного обратного пути по пескам.
И больше всего я благодарен Господу, что позволил нам удачно завершить этот маршрут.
Angry
P.S. Хоть маршрут и пролегал по мягким песочным полям, но лучше катать в шлеме! Ибо среди мягкого песка бывает растут твердые деревья.