Источник.
Возвратившись из увлекательного путешествия на горном велосипеде по необъятным просторам Китая и подождав, пока устаканятся и придут в порядок в голове все взрывные впечатления, полученные в результате поездки, я не мог не вернуться в те места снова, но теперь уже мысленно. Причин по меньшей мере две – засвидетельствовать, что я действительно там был и тяжело трудился, а не глотал пиво и посещал бордели, скажем, на Карибах, а также снова возвратиться к тем интересным и насыщенным событиям, но теперь уже виртуально. Т.е. еще раз туда же, но уже задарма. :)
Сразу оговорюсь, что здесь не будет ни последовательного описания наших разнообразных и насыщенных событий, ни технического описания особенностей велосипедных маршрутов с выкладкой их карт, файлов и пр. По одной простой причине – мой велоколлега Саша, который на протяжении всего нашего интересного пути скрупулезно все фиксировал и фотографировал, справляется с этим гораздо лучше меня.
Какие-то эпизоды из его хронологии пересекаются с тем, что изложено мною ниже (это и понятно), но цели мы поставили перед собой абсолютно разные. Саша последовательно, час за часом, излагает события нашей поездки, я же, в свою очередь постарался хаотично поделиться своими разнообразными впечатлениями во время этого путешествия и интересными, с моей точки зрения, моментами. Я не претендую на точность и достоверность всей изложенной информации – это Китай моими глазами, человека впервые побывавшего в незнакомой ему культуре.
Если вы не согласны с какими-то моими наблюдениями и\или выводами, то я уже согласен с вами, не спорю и не претендую на истину. Никого не имею намерения обижать, ничто ни приукрашать, ни умалять, а если это и произойдет, то уверяю вас, не произвольно и уже прошу прощения. Как говорится, все совпадения случайны и ни одно животное от меня лично не пострадало. За исключением тех, которые были поданы к столу на блюде. :)
И, разумеется, не следует воспринимать все, что я написал ниже так уж слишком серьезно. :)
Прокатившись в разное время на горном велосипеде по той части Европы, которую покрывают горные массивы (а как же иначе, вел-то горный и должен оправдывать свое предназначение) – Альпы, Доломиты, Пиренеи я все чаще стал поглядывал на Восток. Причем не на Ближний Восток, на котором довольно давно уже живу сам, а на неизведанный мне, Дальний. Причины понятны – Европейская ментальность мне хорошо знакома, еда и быт привычны, природа (уже) изведана, хотелось новых впечатлений. Причем, не только положительных, но всяких и разных. Другими словами приключений на свою "ж...", или "пятую точку", как говорят у нас, байкеров. :)
Но не все в этой жизни шоколад, любое желание имеет свою цену, причем, в данном случае, не только и не столько материальную. На Восточном горизонте мне виделись проблемы иного рода:
Первая – языковая. Население вышеуказанного региона игнорирует иностранный язык как класс, видимо полагая, что Центр Вселенной они, а все остальные обязаны говорить на единственном понятном им. Поэтому рассчитывать на постороннюю помощь, даже при мелком конфузе, не представится возможным, не говоря уже про более серьезные проблемы, которые с немалой вероятностью могут возникнуть на полуэкстремальных маршрутах.
Вторая – сами велосипедные маршруты. Информации о них в Интернете – кот наплакал. Те же, которые хоть как-то и кем-то описаны, по большей части, предназначены для шоссейных велов, а тянучка по асфальту меня не устраивала по определению. Вдобавок ко всему, нормальных карт, по которым можно было бы самостоятельно прокладывать маршруты по бездорожью без риска нарваться на непроходимость в непонятных условиях, не существует в природе. Т.е. наверняка где-то есть, но в стране пока еще не победившего Капитализма надежно запрятаны и являются Строжайшей Государственной Тайной.
Третья – непосредственно еда. В этом вопросе я, увы, достаточно консервативен и с подозрением смотрю на что-то отличное от яичницы с колбасой и картошкой. Стереотип, что в "Центральном Государстве" подают на обед всяких и разных гусениц жуков и тараканов плотно сидел в сознании.
И последняя – безопасность, к которой я, как житель Ближнего Востока, отношусь довольно ревностно. Т.е. в случае чего – куда бежать и с кем разговаривать? И на каком языке (см. пункт первый.) :)
Как это обычно и бывает, благоприятный случай подвернулся неожиданно – преодолевая горные дороги (точнее, бездорожья) Крыма (на веле, разумеется) в компании своих Киевских друзей-велоколлег, узнаю от них, что наша международная дружба не ограничивается Израильско-Украинскими просторами, а простирается гораздо дальше на Восток и на Восток Дальний. А точнее в Восточную Азию, в славное государство Китай.
И живет в этом государстве замечательный парень с простым русским именем "Ваня" (китайский вариант его имени опускаю, поскольку не произносим простым смертным), который является его коренным жителем и прекрасно владеет Великим и Могучим, поскольку учился в Славном Граде Киеве и учился хорошо. Более того, он великолепно катается на велосипеде, знает и любит природу родного Китайского края и даже сделал несколько удачных попыток по сопровождению велогрупп. В общем, свой в доску, во всех отношениях.
Вот это удача! По возвращению из Крыма в родные пенаты отправляю Ване депешу с предложением осчастливить его своим присутствием, а заодно сообщаю, что Китайские мегаполисы меня интересуют постольку поскольку и не более того, а очутиться я хотел бы как можно дальше от цивилизации в глубоких каньонах, среди горных речек, в тишине на лоне дикой природы. А ночевать я бы предпочел не в шикарных пятизвездочных отелях (кстати, иностранцев в Китае запрещено поселять в отеле ниже 3-х звездочек), а, по возможности, у простого деревенского люда, чтобы вплотную познакомиться с их образом жизни и ощутить их быт (забегая вперед скажу, что так оно и было). А еще я хочу побывать в волшебном крае под названием "Тибет" и посмотреть не только образ жизни простых Тибетцев, но и оценить поведение своего организма при физических нагрузках на невиданных (мне) доселе высотах аж почти в 4000 м.!
К моему глубокому удовлетворению послание возвращается от Вани с принципиальным согласием укатать меня на непростых Китайских веломаршрутах, ночевать где придется и кормить чем попало. :)
Отлично, теперь дело за малым – согласовать маршруты, подобрать сроки и набрать необходимую велокомпанию. Ваня все понимает с полуслова и приступает к выполнению своей части задания.
Я же тем временем начинаю поиски единомышленников и сразу сталкиваюсь с первой проблемой – никто, кому я предпочел бы составить компанию, не смогут составить компанию мне. Причины разные – семья, работа, финансовые. Людей же не проверенных во всех тягостях велопохода привлекать как-то не хочется – имею в этом практический опыт и, так сказать, не совсем положительный, увы.
Но и тут Судьба решила идти со мной до конца и преподнести очередной сюрприз – тот же Саша, мой Киевский друг-велоколлега, с которым мы прошли и Крым (в прямом смысле этого слова) и Рим (в переносном, но совместно катали неподалеку – в Израиле) и его жена Наташа заявили, что Китайский воздух пойдет им только на пользу, еда в виде "непонятно чего на тарелке" их не смущает, а даже наоборот, жить они могут в любых условиях, а горные реки, каньоны и водопады любят не меньше моего, а может даже больше.
Здорово! Всё, вопрос был решен, теперь только вперед (точнее, вправо) – на Восток!
Тем временем Ваня предложил маршруты в двух провинциях Хэнань и Юньнань. В первой – потрясающей красоты природа, во второй – Китайская часть таинственного Тибета со всеми вытекающими оттуда последствиями. Более того, часть из этих маршрутов он преодолел на велосипеде в прошлом и не помер на месте от переутомления. :) Это обнадеживает.
НаГуглил я об этом, просмотрел виртуальные фотки – места то, что доктор прописал, заметано! Бери, Ваня, отпуск, готовь велы и встречай в конце августа веселую международную велокомпанию!
Наша сходка была назначена Ваней в славном городе Чжэнчжоу (ZhengZhou), куда мы должны были добираться разными путями – я из Израиля, сначала прямым рейсом на Пекин, ребята же из Киева на Шанхай через Дубаи. Плюс внутренний рейс на Чжэнчжоу у каждого.
День вылета. Вроде бы все просто и понятно – чемодан сложен, билет в кармане (точнее, в мобильнике), на работе и дома все улажено. Остается лишь расслабиться, действовать по плану и готовиться получать удовольствие....
Но как известно, Восток – дело тонкое. А тонкость заключалась в том, что в этот день моя родная авиакомпания решила осчастливить меня СМС-кой, где мелким шрифтом написала, что, дескать, "дорогой (в прямом смысле этого слова) клиент, мы бесконечно рады сообщить тебе, что твой вечерний вылет откладывается на несколько часов и, следовательно, благодаря нам, у тебя возникла дополнительная возможность провести дополнительное время в кругу твоих родных и близких".
В иной ситуации я бы прослезился за такую заботу о ближнем своем, но в данной это означало для меня только одно – на горизонте замаячил реальный шанс опоздать на внутренний перелет из Пекина в объятия Вани и Ко. А это, в свою очередь, означало бы кучу головной боли всей команде и изменение уже готового и продуманного расписания путешествия.
А еще это означало, что между международным и внутренним рейсами кругом-бегом у меня остается всего 2 часа брутто, а практически только один реальный час, так как регистрация на рейс до Чжэнчжоу закрывается за час до полета.
За это время нужно успеть:
• заполнить таможенную декларацию (попытаться в самолете),
• пройти паспортный контроль (очередь),
• проехать на внутренней электричке в другую часть терминала (электричку надо ждать +10 минут дорога),
• дождаться получения багажа,
• пройти таможню,
• переехать в другой терминал аэропорта на шатле (шатл надо ждать +20 мин. дорога),
• зарегистрироваться на внутренний рейс и сдать багаж (очередь),
• пройти проверку безопасности (очередь).
И все это на иностранном языке, а фактически с помощью жестов, поскольку даже в международном аэропорту мало кто из персонала владеет английским. А даже если и владеет, то на выяснения что к чему просто не останется времени.
Ну что ж, в век научно-технического прогресса где наша не пропадала! Понимая, что шансы мои занять кресло счастливого пассажира внутреннего рейса резко стремятся к нулю, срочно углубился в Интернет.... Через пару часов непосильного труда я уже досконально знал план всего Пекинского аэропорта, все направления и ключевые точки, все тонкости прохождения всех служб и чувствовал себя там (виртуально) как у себя дома.
Надо сказать, что домашняя подготовка мне здорово помогла. Не буду вдаваться во все тонкости моего бешеного марафона, но в результате досконального владения материалом и удачных стечений обстоятельств, уже через 58 минут счастливый билет на внутренний рейс на Чжэнчжоу был у меня в кармане, а багаж весело скрылся в чреве приемного конвейера. С одной только малюсенькой поправкой – мой самолет, видите ли, "делэед" (задерживается). Часика, эдак, на два. Блин, даже не знал огорчаться мне или возрадоваться, но, как говорится, осадок остался.
В самолете молодая и подтянутая стюардесса-китаянка, заменяя мультик, которым обычно пользуются современные авиакомпании, под диктовку китайского громкоговорителя очень старательно размахивала ручками, показывая куда бежать и что надевать, в случае, если откажут все моторы и мы начнем падать. Как в добрые советские времена. Я единственный из всех пассажиров не понимал ни бельмеса, но здесь впервые на меня произвел впечатление ее заключительный жест – поклон со сложенными перед грудью руками. Красиво и многозначительно – типа "мы к вашим услугам".
Ваня поджидал на выходе из аэропортовского терминала и узнал меня сразу. Блин, и как они нас только различают? :) Хотя, понятное дело – единственная нестандартная физиономия среди выходящих пассажиров.
Вообще-то смех смехом, но первые дня три я отличал незнакомых Китайских товарищей разве что по толщине и по росту. Но затем-таки, мозг стал приспосабливаться к изменившейся действительности и все стало на места – таки да, они все разные.
Да и, как выяснилось в дальнейшем, проблемы у них, как у среднестатистического землянина – семья, работа, дети. И проявления чувств очень похожи.
Фильм автора о Китае можно посмотреть здесь.
Китайский вело синдром или по ту сторону бытия и сознания.
27.10.2013
1. Предисловие.
Возвратившись из увлекательного путешествия на горном велосипеде по необъятным просторам Китая и подождав, пока устаканятся и придут в порядок в голове все взрывные впечатления, полученные в результате поездки, я не мог не вернуться в те места снова, но теперь уже мысленно. Причин по меньшей мере две – засвидетельствовать, что я действительно там был и тяжело трудился, а не глотал пиво и посещал бордели, скажем, на Карибах, а также снова возвратиться к тем интересным и насыщенным событиям, но теперь уже виртуально. Т.е. еще раз туда же, но уже задарма. :)
Сразу оговорюсь, что здесь не будет ни последовательного описания наших разнообразных и насыщенных событий, ни технического описания особенностей велосипедных маршрутов с выкладкой их карт, файлов и пр. По одной простой причине – мой велоколлега Саша, который на протяжении всего нашего интересного пути скрупулезно все фиксировал и фотографировал, справляется с этим гораздо лучше меня.
Какие-то эпизоды из его хронологии пересекаются с тем, что изложено мною ниже (это и понятно), но цели мы поставили перед собой абсолютно разные. Саша последовательно, час за часом, излагает события нашей поездки, я же, в свою очередь постарался хаотично поделиться своими разнообразными впечатлениями во время этого путешествия и интересными, с моей точки зрения, моментами. Я не претендую на точность и достоверность всей изложенной информации – это Китай моими глазами, человека впервые побывавшего в незнакомой ему культуре.
Если вы не согласны с какими-то моими наблюдениями и\или выводами, то я уже согласен с вами, не спорю и не претендую на истину. Никого не имею намерения обижать, ничто ни приукрашать, ни умалять, а если это и произойдет, то уверяю вас, не произвольно и уже прошу прощения. Как говорится, все совпадения случайны и ни одно животное от меня лично не пострадало. За исключением тех, которые были поданы к столу на блюде. :)
И, разумеется, не следует воспринимать все, что я написал ниже так уж слишком серьезно. :)
2. Предыстория путешествия.
Прокатившись в разное время на горном велосипеде по той части Европы, которую покрывают горные массивы (а как же иначе, вел-то горный и должен оправдывать свое предназначение) – Альпы, Доломиты, Пиренеи я все чаще стал поглядывал на Восток. Причем не на Ближний Восток, на котором довольно давно уже живу сам, а на неизведанный мне, Дальний. Причины понятны – Европейская ментальность мне хорошо знакома, еда и быт привычны, природа (уже) изведана, хотелось новых впечатлений. Причем, не только положительных, но всяких и разных. Другими словами приключений на свою "ж...", или "пятую точку", как говорят у нас, байкеров. :)
Но не все в этой жизни шоколад, любое желание имеет свою цену, причем, в данном случае, не только и не столько материальную. На Восточном горизонте мне виделись проблемы иного рода:
Первая – языковая. Население вышеуказанного региона игнорирует иностранный язык как класс, видимо полагая, что Центр Вселенной они, а все остальные обязаны говорить на единственном понятном им. Поэтому рассчитывать на постороннюю помощь, даже при мелком конфузе, не представится возможным, не говоря уже про более серьезные проблемы, которые с немалой вероятностью могут возникнуть на полуэкстремальных маршрутах.
Вторая – сами велосипедные маршруты. Информации о них в Интернете – кот наплакал. Те же, которые хоть как-то и кем-то описаны, по большей части, предназначены для шоссейных велов, а тянучка по асфальту меня не устраивала по определению. Вдобавок ко всему, нормальных карт, по которым можно было бы самостоятельно прокладывать маршруты по бездорожью без риска нарваться на непроходимость в непонятных условиях, не существует в природе. Т.е. наверняка где-то есть, но в стране пока еще не победившего Капитализма надежно запрятаны и являются Строжайшей Государственной Тайной.
Третья – непосредственно еда. В этом вопросе я, увы, достаточно консервативен и с подозрением смотрю на что-то отличное от яичницы с колбасой и картошкой. Стереотип, что в "Центральном Государстве" подают на обед всяких и разных гусениц жуков и тараканов плотно сидел в сознании.
И последняя – безопасность, к которой я, как житель Ближнего Востока, отношусь довольно ревностно. Т.е. в случае чего – куда бежать и с кем разговаривать? И на каком языке (см. пункт первый.) :)
Как это обычно и бывает, благоприятный случай подвернулся неожиданно – преодолевая горные дороги (точнее, бездорожья) Крыма (на веле, разумеется) в компании своих Киевских друзей-велоколлег, узнаю от них, что наша международная дружба не ограничивается Израильско-Украинскими просторами, а простирается гораздо дальше на Восток и на Восток Дальний. А точнее в Восточную Азию, в славное государство Китай.
И живет в этом государстве замечательный парень с простым русским именем "Ваня" (китайский вариант его имени опускаю, поскольку не произносим простым смертным), который является его коренным жителем и прекрасно владеет Великим и Могучим, поскольку учился в Славном Граде Киеве и учился хорошо. Более того, он великолепно катается на велосипеде, знает и любит природу родного Китайского края и даже сделал несколько удачных попыток по сопровождению велогрупп. В общем, свой в доску, во всех отношениях.
Вот это удача! По возвращению из Крыма в родные пенаты отправляю Ване депешу с предложением осчастливить его своим присутствием, а заодно сообщаю, что Китайские мегаполисы меня интересуют постольку поскольку и не более того, а очутиться я хотел бы как можно дальше от цивилизации в глубоких каньонах, среди горных речек, в тишине на лоне дикой природы. А ночевать я бы предпочел не в шикарных пятизвездочных отелях (кстати, иностранцев в Китае запрещено поселять в отеле ниже 3-х звездочек), а, по возможности, у простого деревенского люда, чтобы вплотную познакомиться с их образом жизни и ощутить их быт (забегая вперед скажу, что так оно и было). А еще я хочу побывать в волшебном крае под названием "Тибет" и посмотреть не только образ жизни простых Тибетцев, но и оценить поведение своего организма при физических нагрузках на невиданных (мне) доселе высотах аж почти в 4000 м.!
К моему глубокому удовлетворению послание возвращается от Вани с принципиальным согласием укатать меня на непростых Китайских веломаршрутах, ночевать где придется и кормить чем попало. :)
Отлично, теперь дело за малым – согласовать маршруты, подобрать сроки и набрать необходимую велокомпанию. Ваня все понимает с полуслова и приступает к выполнению своей части задания.
Я же тем временем начинаю поиски единомышленников и сразу сталкиваюсь с первой проблемой – никто, кому я предпочел бы составить компанию, не смогут составить компанию мне. Причины разные – семья, работа, финансовые. Людей же не проверенных во всех тягостях велопохода привлекать как-то не хочется – имею в этом практический опыт и, так сказать, не совсем положительный, увы.
Но и тут Судьба решила идти со мной до конца и преподнести очередной сюрприз – тот же Саша, мой Киевский друг-велоколлега, с которым мы прошли и Крым (в прямом смысле этого слова) и Рим (в переносном, но совместно катали неподалеку – в Израиле) и его жена Наташа заявили, что Китайский воздух пойдет им только на пользу, еда в виде "непонятно чего на тарелке" их не смущает, а даже наоборот, жить они могут в любых условиях, а горные реки, каньоны и водопады любят не меньше моего, а может даже больше.
Здорово! Всё, вопрос был решен, теперь только вперед (точнее, вправо) – на Восток!
Тем временем Ваня предложил маршруты в двух провинциях Хэнань и Юньнань. В первой – потрясающей красоты природа, во второй – Китайская часть таинственного Тибета со всеми вытекающими оттуда последствиями. Более того, часть из этих маршрутов он преодолел на велосипеде в прошлом и не помер на месте от переутомления. :) Это обнадеживает.
НаГуглил я об этом, просмотрел виртуальные фотки – места то, что доктор прописал, заметано! Бери, Ваня, отпуск, готовь велы и встречай в конце августа веселую международную велокомпанию!
3. На Восток!
Наша сходка была назначена Ваней в славном городе Чжэнчжоу (ZhengZhou), куда мы должны были добираться разными путями – я из Израиля, сначала прямым рейсом на Пекин, ребята же из Киева на Шанхай через Дубаи. Плюс внутренний рейс на Чжэнчжоу у каждого.
День вылета. Вроде бы все просто и понятно – чемодан сложен, билет в кармане (точнее, в мобильнике), на работе и дома все улажено. Остается лишь расслабиться, действовать по плану и готовиться получать удовольствие....
Но как известно, Восток – дело тонкое. А тонкость заключалась в том, что в этот день моя родная авиакомпания решила осчастливить меня СМС-кой, где мелким шрифтом написала, что, дескать, "дорогой (в прямом смысле этого слова) клиент, мы бесконечно рады сообщить тебе, что твой вечерний вылет откладывается на несколько часов и, следовательно, благодаря нам, у тебя возникла дополнительная возможность провести дополнительное время в кругу твоих родных и близких".
В иной ситуации я бы прослезился за такую заботу о ближнем своем, но в данной это означало для меня только одно – на горизонте замаячил реальный шанс опоздать на внутренний перелет из Пекина в объятия Вани и Ко. А это, в свою очередь, означало бы кучу головной боли всей команде и изменение уже готового и продуманного расписания путешествия.
А еще это означало, что между международным и внутренним рейсами кругом-бегом у меня остается всего 2 часа брутто, а практически только один реальный час, так как регистрация на рейс до Чжэнчжоу закрывается за час до полета.
За это время нужно успеть:
• заполнить таможенную декларацию (попытаться в самолете),
• пройти паспортный контроль (очередь),
• проехать на внутренней электричке в другую часть терминала (электричку надо ждать +10 минут дорога),
• дождаться получения багажа,
• пройти таможню,
• переехать в другой терминал аэропорта на шатле (шатл надо ждать +20 мин. дорога),
• зарегистрироваться на внутренний рейс и сдать багаж (очередь),
• пройти проверку безопасности (очередь).
И все это на иностранном языке, а фактически с помощью жестов, поскольку даже в международном аэропорту мало кто из персонала владеет английским. А даже если и владеет, то на выяснения что к чему просто не останется времени.
Ну что ж, в век научно-технического прогресса где наша не пропадала! Понимая, что шансы мои занять кресло счастливого пассажира внутреннего рейса резко стремятся к нулю, срочно углубился в Интернет.... Через пару часов непосильного труда я уже досконально знал план всего Пекинского аэропорта, все направления и ключевые точки, все тонкости прохождения всех служб и чувствовал себя там (виртуально) как у себя дома.
Надо сказать, что домашняя подготовка мне здорово помогла. Не буду вдаваться во все тонкости моего бешеного марафона, но в результате досконального владения материалом и удачных стечений обстоятельств, уже через 58 минут счастливый билет на внутренний рейс на Чжэнчжоу был у меня в кармане, а багаж весело скрылся в чреве приемного конвейера. С одной только малюсенькой поправкой – мой самолет, видите ли, "делэед" (задерживается). Часика, эдак, на два. Блин, даже не знал огорчаться мне или возрадоваться, но, как говорится, осадок остался.
В самолете молодая и подтянутая стюардесса-китаянка, заменяя мультик, которым обычно пользуются современные авиакомпании, под диктовку китайского громкоговорителя очень старательно размахивала ручками, показывая куда бежать и что надевать, в случае, если откажут все моторы и мы начнем падать. Как в добрые советские времена. Я единственный из всех пассажиров не понимал ни бельмеса, но здесь впервые на меня произвел впечатление ее заключительный жест – поклон со сложенными перед грудью руками. Красиво и многозначительно – типа "мы к вашим услугам".
Ваня поджидал на выходе из аэропортовского терминала и узнал меня сразу. Блин, и как они нас только различают? :) Хотя, понятное дело – единственная нестандартная физиономия среди выходящих пассажиров.
Вообще-то смех смехом, но первые дня три я отличал незнакомых Китайских товарищей разве что по толщине и по росту. Но затем-таки, мозг стал приспосабливаться к изменившейся действительности и все стало на места – таки да, они все разные.
Да и, как выяснилось в дальнейшем, проблемы у них, как у среднестатистического землянина – семья, работа, дети. И проявления чувств очень похожи.
IgorSk
Фильм автора о Китае можно посмотреть здесь.