Velorout.com.ua » Журнал "Велороут" » Уроки от Сухова. 8. Лейла — (Работа со звуком)



Rbnfq
Rbnfq
Карпаты
Области Украины
Грузия
Крым
Киев
 
 
 

Уроки от Сухова. 8. Лейла — (Работа со звуком)

Автор: nick2bike от 22-05-2016, 00:58, посмотрело: 1045

4
Уроки от Сухова. 8. Лейла — (Работа со звуком)

Восьмая жена из гарема:
Лейла — (Работа со звуком)


С видео, кажется, разобрались. Но хороший фильм - это не только хороший видеоряд, но и хороший звук. Живой синхронный звук по эмоциональности не заменят ни дикторский текст, ни фоновая музыка. Главным его врагом при съёмке экшнов является порывистый ветер, настолько бултыхающий мембрану встроенного микрофона, что заглушает не только щебетание птиц или тихий завораживающий шелест покрышек по шоссе, но и довольно громкие щелчки цепи при переключении передачи и даже подвывание тормозных колодок на затяжных спусках. Применительно к съёмке велопоходов ситуация усугубляется тем, что даже в штиль велотуристы педалируют со скоростью ветра, а спускаются с гор вообще как ураган.
Поскольку аудиошумоподавители видеоредакторов более-менее заточены лишь против т.н. "гладких" статических шумов - шипения микрофонных предусилителей и сетевого фона 50 Гц, удалить грохот порывистого ветра ими не удается, и в большинстве случаев при монтаже живой звук от кажущейся безысходности вообще подменяется какой-нибудь в большей или меньшей степени случайной музыкой, что фактически опускает видеофильм XXI века до уровня немого кино начала ХХ.

Но мы же не привыкли отступать перед трудностями? Тогда рассмотрим методы подавления ветряного грохота при экшн-съёмках.
Лучше всего ослабить вредный ветер еще до попадания его на микрофон, чтобы грохот не заблокировал АРУ (автоматическую регулировку усиления) микрофонного предусилителя видеокамеры, и тем самым еще сильнее замаскировал полезные звуки. Сделать это поможет кусочек поролона толщиной 5-10 мм, наклеенный на три небольшие "дырдочки/прорези" сбоку экшн-камеры, расположенные перед встроенным микрофоном. Поскольку поролоновая накладка не позволит засунуть камеру в бокс для подводной съёмки, то чтобы не ограничивать функциональность гаджета, приклеивать можно не "Моментом", а просто "на соплях" laughing капелькой сахарного сиропа или мёда, которую перед погружением в пучину морскую можно легко отодрать и очистить влажной салфеткой.
Ещё более эффективный метод борьбы с ветром - засунуть камеру в подводный бокс, но заменив перед этим заднюю глухую крышку бокса специальной крышкой с прорезями, пропускающими звук. Такая опция ("дождевая" крышка с пропусканием звука) имеется в стандартной поставке SJ4000 и некоторых других камер. У GoPro аналогичная крышка называется перфорированной. Только не забудьте вернуть глухую крышку перед подводными съёмками, чтобы не получить утопленика bully .

Программные методы - второй рубеж защиты от ветряного грохота. Его целесообразно осуществлять не в видеоредакторе (для которого аудиовозможности второстепенны и весьма ограничены), а в аудиоредакторе. Компания Adobe прямо рекомендует для продвинутой аудиообработки экспортировать звуковые дорожки из Premiere PRO CC в аудиоредактор Adobe Audition, для чего в Премьере предусмотрена даже специальная менюшка Edit Clip in Adobe Audition, автоматизирующая экспорт в и последующий импорт из Audition. Эта программа, как и все продукты Adobe, - тяжеловес (инсталлятор под 400 МБ), поэтому в качестве альтернативы можно порекомендовать Magix Audio & Music Lab (260 МБ) или бесплатную Audacity (всего 23 МБ). Правда, Audition и Audio & Music Lab при редактировании аудио позволяют прямо в своём рабочем окне синхронно видеть кадры видеоряда, соответствующие обрабатываемому участку временной шкалы - безусловно, очень удобно,
Adobe Audition при редактировании звука позволяет видеть привязку к видеорядуAdobe Audition при редактировании звука позволяет видеть привязку к видеоряду

Magix тожеMagix тоже

чего Audacity не умеет. А в остальном возможности перечисленных аудиоредакторов для нашего случая практически эквиваленты. Для новичков наиболее удобной будет, пожалуй, Magix Audio & Music Lab с её интуитивно понятными менюшками, содержащими как готовые профайлы для подавления ветра "Cleaning - Improve Speech Clarity - Strong Wind", так и неплохо работающей полной автоматизацией очистки

в один клик мышки по кнопке "Auto Cleaning".

Итак, отделяем "мухи - к мухам, котлеты - к котлетам", открыв видеофайл в аудиоредакторе (Audacity тоже умеет открывать видеофайлы, но отображает только звуковой сигнал, без видеоряда).
Во-первых, включите ФВЧ (Highpass Filter) с частотой среза 150...250 Гц, чтобы подавить наиболее мощные ветровые помехи сабвуферного спектра. В речевом спектре сабвуферных составляющих всё равно нет. Затем найдите участок на звуковой волне, на котором присутствует только наиболее сильный ветровой шум (в смысле без речи), и выделите этот отрезок длительностью в несколько секунд, протянув по нему курсор с нажатой левой кнопкой мышки. Кликните кнопку-треугольник воспроизведения, чтобы убедиться в том, что будет слышен только шум (иначе "шумоподавится" и речь). Далее двухшаговая процедура шумоподавления такая: Effect - Noise Reduction (Step 1) - Get Noise Profile
Первый шаг обезветривания в AudacityПервый шаг обезветривания в Audacity

Audacity запомнит, что именно в спектральном представлении является шумом, т.е. что ей подавлять на втором шаге. Cнимите выделение, Effect - Noise Reduction (Step 2) - Preview,
Второй шаг обезветривания в AudacityВторой шаг обезветривания в Audacity

и прослушайте обесшумленную фонограмму. Если шумы остались неослабленными, то сдвиньте ползунок Noise Reduction (dB) вправо к большим значениям шумоподавления, а если тот полезный речевой сигнал, который остался после шумоподавления, звучит как из глухой бочки/канализационной трубы, то сдвиньте ползунок влево к меньшему шумоподавлению. Дальше кликаем ОК, сохраняем очищенный звук в WAV-файл и подставляем в видеоредакторе вместо исходного.

Теперь уже средствами аудиоэффектов Premiere Pro CC или иного видеоредактора "вытягиваем" звуковое сопровождение до приемлемо различимого уровня. Для этого в первую очередь используем аудиоэффект компрессии звука - усиления слабых звуков и приглушения громких. Он вызывается из меню Audio Effects и называется Single-band Compressor. Поиграйтесь коэффициентом компрессии Ratio в диапазоне от 2 до 10, усилением Gain от 0 до 30 dB, порогом Threshold от -30 до -10 dB и добейтесь наилучшей разборчивости речи и остальных полезных по режиссерскому замыслу звуков. Такими мерами удается добиться приемлемого качества живой речи в радиусе нескольких метров от камеры, которые в исходной фонограмме были еле слышны или забиты шумами.
Высший пилотаж звукорежиссерской постообработки можно показать, грамотно применив такие навороченные аудиоэффекты, как многополосный компрессор Multiband Compressor и спектральный шумоподавитель Spectral Noise Reduction, но их использование новичками я не рекомендую (запутаетесь), а даже беглое изложение их настроек в рамки данной публикации однозначно не уместится. Могу сказать только одно, с их помощью удается вытянуть негромкую речь встроенным в камеру микрофоном даже с 20-метровой дистанции, ранее доступной только узконаправленным профессиональным микрофонам ("пушкам") с отдельным звукооператором. Можете убедиться в этом сами, внимательно прослушав "живое" звуковое сопровождение моего фильма про велопоход на Романовское болото (например, реплику в момент 12:01-12:04, снятую с расстояния 15 метров).

Запись дикторских комментариев технически выполнить гораздо проще, чем живого звука. Ведь к вашим услугам удобно расположенный в комнате без ветра и посторонних звуков стационарный микрофон, удобное кресло, рюмка чая и возможность записи неограниченного числа дублей. Тут единственные технические грабли - фон с частотой осветительной сети 50 Гц. Высокочувствительные (1...10 мВ) микрофонные входы звуковых карт ПК снабжаются не балансными (симметричными) профессиональными XLR разъёмами, а бытовыми несимметричными 3,5-миллиметровыми Jack. Поэтому даже на метровый микрофонный экранированный кабель в обычной неэкранированной комнате всё равно успевает осесть заметный фоняра от проложенных в стенах сетевых проводов с напряжением 220 В. Устраняется он просто - аудиоэффектом DeHummer, только не забудьте изменить частоту Harmonic Base Freq с 60 Гц по умолчанию (Adobe - американская компания, а у них в розетке не 220 В / 50 Гц, а 110 В / 60 Гц) на наши 50 Гц. Профессионалы еще непременно добавляют на дикторскую дорожку аудиоэффекты DeEsser и Vocal Enhancer. Первый приглушает выпячивание свистящих звуков "с", "ц", "ч", возникающее из-за расположения микрофона в т.н. ближнем поле, а второй смягчает нижний регистр в тембре голоса диктора, делая его более приятным. Но не стоит злоупотреблять дикторскими комментариями, они должны не подменять живой звук, а лишь дополнять, и не отвлекать от видеосюжета, а только объяснять то, что режиссеру с оператором не удалось выразить визуальными средствами. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" © народная мудрость.



В серии статей от товарища Сухова будут раскрыты все интимные подробности и секреты гарема современного любительского кинематографа…

Перечень гарема:
Зарина — (Виды и особенности современных экшн камер)
Гюльчатай — (Сценарно — композиционные приемы WALLDO)  — Та самая, которую господин назначил любимой женой…:)))
Джамиля — (Стабилизация.)
Гюзель — («Рыбий глаз»)
Саида — (Обеспечение точной цветопередачи)
Хафиза — (Замедленное воспроизведение (slow motion)
Зухра — (Использование в одном фильме исходников с разной частотой кадров.)
Лейла — (Работа со звуком)
Зульфия — (Музыкальный фон)

nick2bike


P\S Вставки развлекающие и отвлекающие читателя от рутины…
<<<Назад

Категория: Журнал "Велороут", Статьи, Видеошкола, nick2bike

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
  • Публикаций: 583
  • Комментариев: 668
  • ICQ:
22 мая 2016 05:53

Admin

  • Группа: Администраторы
  • Регистрация: 26.02.2011
 
Вообще то, что бы добиться хорошего звучания нужно применять внешние микрофоны!!!
Петличные и т.д.
Это с технической стороны!
Но там появляется и постановочная проблема!
Нужно ставить сцены, выдавать тексты, и т.д...
Хобби - превращается в работу!
Для нас это неприемлемо!
Поэтому приходится решать вопросы звука программным путем...
Этот путь намного сложнее для того кто делает фильм, но альтернативы нет... recourse
Спасибо за полезную публикацию!

<
  • Публикаций: 37
  • Комментариев: 143
  • ICQ:
23 мая 2016 10:34

nick2bike

  • Группа: Журналисты
  • Регистрация: 11.12.2015
 
Цитата: Admin
что бы добиться хорошего звучания нужно применять внешние микрофоны!!!
Петличные и т.д.


Оно конечно, да. Но лучшие из петличных - Аудиотехника и Сеннхайзеры стоят от 30 до 100 уев, и далеко не ко всем экшн-камерам прикручиваются. Кроме того, хоть они снабжены 6-метровым шнурком, но все равно с ним же не поедешь в развернутом виде. Т.е. остаются только варианты интервью на стоянках, движение же в полном пролёте.

Можно, конечно, для съёмки в движении попробовать радиомикрофоны, но они по цене раза в три дороже даже ГоПрошек, не то что SJ/Xiaomi.

Хотя вот например ваши переговоры с Игорем в Китай-проекте посредством Уоки-токи тоже вполне качественны и креативны. Надо действительно пробовать шире использовать Уоки-токи. Тем более, что они относительно дешевы и полезны и просто для сверхоперативной бесплатной связи участников одного и того же похода.

<
  • Публикаций: 583
  • Комментариев: 668
  • ICQ:
23 мая 2016 20:31

Admin

  • Группа: Администраторы
  • Регистрация: 26.02.2011
 
Цитата: nick2bike
Хотя вот например ваши переговоры с Игорем в Китай-проекте посредством Уоки-токи тоже вполне качественны и креативны. Надо действительно пробовать шире использовать Уоки-токи. Тем более, что они относительно дешевы и полезны и просто для сверхоперативной бесплатной связи участников одного и того же похода.


Не понял. А что такое Уоки-токи???

<
  • Публикаций: 37
  • Комментариев: 143
  • ICQ:
28 мая 2016 21:01

nick2bike

  • Группа: Журналисты
  • Регистрация: 11.12.2015
 
Цитата: Admin
Не понял. А что такое Уоки-токи???


Это "Ходилка-говорилка", на английском Walkie-Talkie.
Это пара или сколько хочешь, минирадиостанций безлицензионного диапазона 433 МГц, позволяющих одним нажатием кнопки разговаривать на расстоянии до нескольких километров (лучшие Motorol-овские уоки-токи - до 5-7 км). В отличие от мобильников обеспечивают связь мгновенно (без набора номера и связи через базовую станцию), стоят от 500 грн до 3 штук. Могу дать поиграться.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.